Подробная инструкция с примерами и таблицами, как научить ребенка планированию и перестать контролировать каждый его шаг. О своем опыте рассказывает менеджер и папа 10-летнего сына Денис Дольников. Мы, взрослые, часто не доверяем детям контролировать их дела, потому что считаем, что справимся с ними сами — лучше и быстрее. «Если я не помогу ему, он обязательно что-то забудет, где-то опоздает», — ход наших мыслей примерно такой. Поэтому мы берем все на себя и изо дня в день исполняем роль персонального ежедневника наших детей. Кстати, справляемся мы не всегда успешно, потому что контролировать свой график и график ребенка — задача не простая. У нас много бытовых и рабочих задач, которые надо совместить со школой, проверкой домашки, посещением кружков и так далее.Например, мы проспали — тогда начинаем торопиться сами, торопить детей. Срываемся, если они медлят, ищем виноватых. Таких ситуаций можно избежать (или, по крайней мере, свести их число к минимуму), если часть заданий делегировать ребенку. Поначалу вам будет непривычно и страшно. Но не бойтесь, это только в начале. Секрет в том, чтобы по чуть-чуть расширять зону его ответственности. Тогда не придется контролировать его все время — счастье и для вас, и для вашего ребенка! Чтобы приступить к непосредственной инструкции по планированию дня и недели, нужно сначала пройтись по верхам теории тайм-менеджмента. Какие бывают задачи Если коротко, задачи делятся всего на две группы: жесткие (хроносы) и гибкие (кайросы). Жесткие задачи имеют четкие временные рамки. Например, каждый день прихожу на работу в 8:30, ухожу в 17:00. По вторникам совещание по проектам с 14:00 до 15:00. Для выполнения гибкой задачи главное — найти подходящий момент. Например, о желаемой прибавке к зарплате надо сообщить начальнику, когда у того хорошее настроение. Стихотворение к уроку по литературе лучше учить, когда для этого есть силы и настрой и так далее.Вот и вся теория, переходим к практике.Как управлять расписанием ребенка Выбираем платформу Для начала нужно выбрать платформу, в которой вы будете фиксировать расписание школьника. Вариантов много, но все зависит от того, какой операционной системой пользуется ваша семья. Из самых распространенных — календарь IOS (для смартфонов Apple) и Google Calendar (для Android).Важно, чтобы календарь был общим для всех родителей, нянь, сиделок, а также всех, кто причастен к воспитанию ребенка. Если ваш школьник видится с бабушкой пару раз в месяц, все равно давайте ей доступ к расписанию. Ей будет интересно наблюдать за жизнью внука. И когда вы ее попросите забрать внука с тренировки, бабушка будет в курсе, во сколько она заканчивается. Что мы получаем в итоге Общую платформу для составления расписания, в которой отображается информация о расписании ребенка. Все видят его план, а главное видят, если что-то меняется.Как ставить жесткие задачи В основном мы живем ежедневным и еженедельным планированием. Ребенок каждый будний день ходит в школу, в определенные дни у него есть тренировки и кружки. Фиксируем в расписании все, что можно. Отмечаем, когда начинается и заканчивается каждый урок, дополнительные занятия, тренировки. Желательно фиксировать с точностью до минуты — так все будут точно знать, когда можно позвонить, когда можно побеспокоить. Вы сможете запланировать на это время свои жесткие задачи. Например, деловые встречи, личные дела.А если что-то изменится, вы всегда сможете удалить или передвинуть эту задачу. Сделать это проще, чем каждую неделю вносить все заново. Полезно добавлять в онлайн-календарь ребенка планируемые праздники, поездки, путешествия. Любые планы на выходные. Тогда все будут в курсе: субботний вечер не занимать, вы «идете к Петровым на ДР». И ребенок тоже будет в курсе. Сделали! Теперь мы видим всю недельную картину в полном объеме. И ее видят все, кому вы доверяете воспитание ребенка. Должно получиться что-то подобное:Следующий шаг — распечатайте расписание в цвете и повесьте перед ребенком, как морковку перед осликом на удочке. Пусть ходит и запоминает. Шутка, конечно. Вешаем распечатанное расписание над рабочим столом ребенка или на другое видное место. Если ребенок продвинутый и вы доверяете ему смартфон, то просто откройте ему доступ к календарю.Поэтому печатаем две копии: одну вешаем над столом, вторую кладем в школьный дневник под обложку на задний форзац. Что мы получаем в итоге Четкое расписание на неделю с планами на выходные. Все в курсе всех событий. Расписание у ребенка перед носом и в дневнике, который лежит на парте. Он знает о родительском собрании в среду и первую половину недели ведет себя максимально примерно. Все подключенные родственники знают о предстоящем турнире и готовят речевки и плакаты поддержки. Как ставить гибкие задачи Кайросы — задачи, которые должны быть сделаны в подходящий для них момент. Но как не забыть о них, когда этот момент настает? Работа с гибкими задачами как раз отлично подходит для того, чтобы научить школьника управлять своим временем. Для удобства контроля мы разделим гибкие задачи на подгруппы: • задачи, которые повторяются каждый день; • задачи на конкретный день или событие (напоминания); • большие задачи к определенному времени (проекты). Как ставить задачи, которые повторяются каждый день Вам надоело повторять ребенку, чтобы он каждый день ставил телефон на зарядку, чистил зубы и собирал портфель?И мы с сыном написали список из всех дел, которые он должен делать ежедневно, утром и вечером. Вот что у нас получилось.Мы разделили список на два чек-листа: утренний и вечерний. Тогда кажется, что задач не так много. После чего мы все загрузили все в EXCEL, навели красоту, и получился чек-лист. Версия 1.0.Чек-листом я называют список задач, на выполнение которых требуется немного времени: 3-5 минут с возможностью отметки их выполнения. Метод чек-листа прост. Им до сих пор пользуются в авиации, несмотря на то что самолеты в наше время летают практически сами и обладают системой автоматической проверки систем. Все равно перед взлетом и во время полета пилоты достают бумажные чек-листы и проверяют по ним основные параметры. Составляйте список вместе с ребенком, экспериментируйте с оформлением — главное, чтобы школьник активно участвовал в деле и постепенно учился делать чек-лист сам.Только после того, как задача выполнена, надо отметить это галочкой в таблице.Не распечатывайте очень много копий одинаковых чек-листов на будущее. Он у вас будет эволюционировать и совершенствоваться. Вы уже создали самоорганизующуюся систему. Теперь нужно изредка контролировать ее и поправлять, если что-то дало сбой. Можно составлять чек-листы под отдельные задачи.Например, в общий список вы вносите задачу «проверить спортивную сумку» и отдельно составляете список необходимого для тренировки, например, по теннису (ракетка, мячики, перевязка для ручки ракетки, шорты, футболка 2 шт., носки 3 пары, тренировочные штаны, толстовка, карточка для прохода в клуб, бутылка воды, деньги на кафе), ламинируете его и кладете в карман сумки. Что мы получаем в итоге Чек-лист с повторяющимися делами ребенка, который вы распечатываете в конце недели на следующую неделю. И все.А ребенок, проставляя галочки, уже чувствует ответственность. И начинает вести себя более самостоятельно. Как ставить задачи на конкретный день или событие Есть задачи, которые актуальны в конкретный день. Если дома кончается соль, то необходимо зафиксировать это в списке. Когда вы окажетесь в магазине, то нужно достать запись и прочесть. Когда вы поручаете ребенку что-то спросить у учительницы об изменении расписания, уточнить время тренировок в праздники, напомнить папе, что нужно купить новую тетрадь, — это и есть задачи одного дня. Их можно записывать в распечатанное расписание на день (в нем как раз остается место) или, что удобнее, записывать их на обычном листе А4 и прикреплять в дневник скрепкой к первому форзацу.Конечно, навык придет не сразу, но обязательно придет! Так что помогайте ему в этом. Что мы получаем в итоге У ребенка в дневнике лежит листок с конкретными поручениями на день. При необходимости он сам туда записывает важные для него дела (взять книгу в библиотеке, уточнить, когда будет экскурсия с классом, и так далее). Как ставить большие задачи к определенному времени (проекты) К таким задачам относится задание выучить длинное стихотворение к пятнице, сделать презентацию к 9-му числу следующего месяца, прочитать рассказ за неделю. Как рассчитать время и не забыть, чтобы не дотягивать до последнего момента? Для этого нужно разбить большую задачу на маленькие подзадачи и каждый день выполнять по одной части.В недельном чек-листе отдельной колонкой вводим графу проекты и записываем туда выполнение маленькой задачи с отметкой по дням.Если необходимо выучить большое стихотворение к пятнице, то просто надо разделить его на четверостишия и учить по нескольку каждый день. С повторением предыдущих выученных. Рассчитываем вместе с ребенком, какое количество он будет учить в день, (например, 3), вносим в наш чек-лист в колонку «проекты» графу «Учить по 3 четверостишия в день». Что мы получаем в итоге Каждый день ребенок видит, на какой стадии выполнения он находится и сколько ему осталось. Он может выучить и больше, чтобы побыстрее закончить проект.Родители могут лишь проверить наличие галочки напротив пункта в чек-листе. Ну и, конечно, проверку знаний никто не отменял. Фиксируем результат Это хороший мотиватор. Когда ребенок по частям выполняет одну большую задачу, ему важно видеть результаты. Это вносит разнообразие в повседневный труд ребенка. Возникает дух соперничества с самим собой. У меня ребенок занимается каждый день экстремальной математикой. Это простые примеры, которые надо решить как можно больше за минимальное время. Он вносит свои результаты в табличку и знает, какой результат он должен перещеголять на следующей неделе.Пример нашего чек листа в формате EXCEL прилагается.Проделывая с ребенком такую работу (сначала все ляжет вновь на вас, но только на этапе организации), вы освободите свою голову от вороха задач. Теперь вы будете спрашивать у него только одно:Конечно, поначалу расписание будет давать сбои, вы будете менять его, искать удобную систему заполнения чек-листов. Придумывайте и делайте это вместе с ребенком. Он будет чувствовать, что тоже причастен к чему-то важному. «Хочешь, я расскажу тебе секрет, как ничего не забывать?» — примерно так необходимо начать диалог перед внедрением всего, что вы прочли выше.Чтобы поддержать ребенка в этом нелегком начинании, покажите ему свое расписание, свои чек-листы. Будьте рядом с ним. Не торопитесь, внедряйте все постепенно и медленно, а если что-то не приживается, то меняйте, модернизируйте. Это же ваш ребенок, он индивидуален и к нему нужен особый подход. Фото: VOSTOCK, архив Дениса Дольникова Читайте нас также в Яндекс.Дзен! Подписывайтесь на наш канал!