Как я научил ребенка составлять чек-листы и все успевать: колонка папы
© VOSTOCK
О своем опыте рассказывает менеджер и папа 10-летнего сына Денис Дольников.
Мы, взрослые, часто не доверяем детям контролировать их дела, потому что считаем, что справимся с ними сами — лучше и быстрее. «Если я не помогу ему, он обязательно что-то забудет, где-то опоздает», — ход наших мыслей примерно такой.
Поэтому мы берем все на себя и изо дня в день исполняем роль персонального ежедневника наших детей.
Кстати, справляемся мы не всегда успешно, потому что контролировать свой график и график ребенка — задача не простая. У нас много бытовых и рабочих задач, которые надо совместить со школой, проверкой домашки, посещением кружков и так далее.
И если что-то из нашего расписания пошло не так, то автоматически сдвигается график ребенка.
Например, мы проспали — тогда начинаем торопиться сами, торопить детей. Срываемся, если они медлят, ищем виноватых.
Таких ситуаций можно избежать (или, по крайней мере, свести их число к минимуму), если часть заданий делегировать ребенку. Поначалу вам будет непривычно и страшно. Но не бойтесь, это только в начале.
Секрет в том, чтобы по чуть-чуть расширять зону его ответственности. Тогда не придется контролировать его все время — счастье и для вас, и для вашего ребенка!
Чтобы приступить к непосредственной инструкции по планированию дня и недели, нужно сначала пройтись по верхам теории тайм-менеджмента.
Какие бывают задачи
Если коротко, задачи делятся всего на две группы: жесткие (хроносы) и гибкие (кайросы).
Жесткие задачи имеют четкие временные рамки. Например, каждый день прихожу на работу в 8:30, ухожу в 17:00. По вторникам совещание по проектам с 14:00 до 15:00.
Для выполнения гибкой задачи главное — найти подходящий момент. Например, о желаемой прибавке к зарплате надо сообщить начальнику, когда у того хорошее настроение. Стихотворение к уроку по литературе лучше учить, когда для этого есть силы и настрой и так далее.
Кайросы труднее планировать, да и планировать их особо не надо, важнее о них не забывать.
Вот и вся теория, переходим к практике.
Как управлять расписанием ребенка
Выбираем платформу
Для начала нужно выбрать платформу, в которой вы будете фиксировать расписание школьника. Вариантов много, но все зависит от того, какой операционной системой пользуется ваша семья.
Из самых распространенных — календарь IOS (для смартфонов Apple) и Google Calendar (для Android).
Важно, чтобы календарь был общим для всех родителей, нянь, сиделок, а также всех, кто причастен к воспитанию ребенка. Если ваш школьник видится с бабушкой пару раз в месяц, все равно давайте ей доступ к расписанию. Ей будет интересно наблюдать за жизнью внука. И когда вы ее попросите забрать внука с тренировки, бабушка будет в курсе, во сколько она заканчивается.
Что мы получаем в итоге
Общую платформу для составления расписания, в которой отображается информация о расписании ребенка. Все видят его план, а главное видят, если что-то меняется.
Система автоматически оповестит всех, если папа поменяет планы на выходные.
Как ставить жесткие задачи
В основном мы живем ежедневным и еженедельным планированием. Ребенок каждый будний день ходит в школу, в определенные дни у него есть тренировки и кружки.
Фиксируем в расписании все, что можно.
Отмечаем, когда начинается и заканчивается каждый урок, дополнительные занятия, тренировки. Желательно фиксировать с точностью до минуты — так все будут точно знать, когда можно позвонить, когда можно побеспокоить. Вы сможете запланировать на это время свои жесткие задачи. Например, деловые встречи, личные дела.
Сразу поставьте функцию, которая позволяет дублировать расписание на следующие недели автоматически.
А если что-то изменится, вы всегда сможете удалить или передвинуть эту задачу. Сделать это проще, чем каждую неделю вносить все заново.
Полезно добавлять в онлайн-календарь ребенка планируемые праздники, поездки, путешествия. Любые планы на выходные. Тогда все будут в курсе: субботний вечер не занимать, вы «идете к Петровым на ДР». И ребенок тоже будет в курсе.
Сделали! Теперь мы видим всю недельную картину в полном объеме. И ее видят все, кому вы доверяете воспитание ребенка.
Должно получиться что-то подобное:
Следующий шаг — распечатайте расписание в цвете и повесьте перед ребенком, как морковку перед осликом на удочке. Пусть ходит и запоминает. Шутка, конечно.
Вешаем распечатанное расписание над рабочим столом ребенка или на другое видное место.
Если ребенок продвинутый и вы доверяете ему смартфон, то просто откройте ему доступ к календарю.
Но, как показывает личный опыт, дети в смартфон лазают в основном не за расписанием.
Поэтому печатаем две копии: одну вешаем над столом, вторую кладем в школьный дневник под обложку на задний форзац.
Что мы получаем в итоге
Четкое расписание на неделю с планами на выходные. Все в курсе всех событий. Расписание у ребенка перед носом и в дневнике, который лежит на парте. Он знает о родительском собрании в среду и первую половину недели ведет себя максимально примерно. Все подключенные родственники знают о предстоящем турнире и готовят речевки и плакаты поддержки.
Как ставить гибкие задачи
Кайросы — задачи, которые должны быть сделаны в подходящий для них момент. Но как не забыть о них, когда этот момент настает?
Работа с гибкими задачами как раз отлично подходит для того, чтобы научить школьника управлять своим временем.
Для удобства контроля мы разделим гибкие задачи на подгруппы:
• задачи, которые повторяются каждый день;
• задачи на конкретный день или событие (напоминания);
• большие задачи к определенному времени (проекты).
Как ставить задачи, которые повторяются каждый день
Вам надоело повторять ребенку, чтобы он каждый день ставил телефон на зарядку, чистил зубы и собирал портфель?
В один прекрасный день мне надоело.
И мы с сыном написали список из всех дел, которые он должен делать ежедневно, утром и вечером.
Вот что у нас получилось.
Мы разделили список на два чек-листа: утренний и вечерний. Тогда кажется, что задач не так много.
После чего мы все загрузили все в EXCEL, навели красоту, и получился чек-лист. Версия 1.0.
Чек-листом я называют список задач, на выполнение которых требуется немного времени: 3-5 минут с возможностью отметки их выполнения.
Метод чек-листа прост. Им до сих пор пользуются в авиации, несмотря на то что самолеты в наше время летают практически сами и обладают системой автоматической проверки систем. Все равно перед взлетом и во время полета пилоты достают бумажные чек-листы и проверяют по ним основные параметры.
Составляйте список вместе с ребенком, экспериментируйте с оформлением — главное, чтобы школьник активно участвовал в деле и постепенно учился делать чек-лист сам.
Обязательно включайте в чек-лист домашние дела вроде «вынести мусор», «покормить хомяка».
Только после того, как задача выполнена, надо отметить это галочкой в таблице.
Не распечатывайте очень много копий одинаковых чек-листов на будущее. Он у вас будет эволюционировать и совершенствоваться. Вы уже создали самоорганизующуюся систему. Теперь нужно изредка контролировать ее и поправлять, если что-то дало сбой.
Можно составлять чек-листы под отдельные задачи.
Например, в общий список вы вносите задачу «проверить спортивную сумку» и отдельно составляете список необходимого для тренировки, например, по теннису (ракетка, мячики, перевязка для ручки ракетки, шорты, футболка 2 шт., носки 3 пары, тренировочные штаны, толстовка, карточка для прохода в клуб, бутылка воды, деньги на кафе), ламинируете его и кладете в карман сумки.
Что мы получаем в итоге
Чек-лист с повторяющимися делами ребенка, который вы распечатываете в конце недели на следующую неделю. И все.
Теперь этот лист — ваш помощник и ваше оружие против забывчивости.
А ребенок, проставляя галочки, уже чувствует ответственность. И начинает вести себя более самостоятельно.
Как ставить задачи на конкретный день или событие
Есть задачи, которые актуальны в конкретный день.
Если дома кончается соль, то необходимо зафиксировать это в списке. Когда вы окажетесь в магазине, то нужно достать запись и прочесть.
Когда вы поручаете ребенку что-то спросить у учительницы об изменении расписания, уточнить время тренировок в праздники, напомнить папе, что нужно купить новую тетрадь, — это и есть задачи одного дня.
Их можно записывать в распечатанное расписание на день (в нем как раз остается место) или, что удобнее, записывать их на обычном листе А4 и прикреплять в дневник скрепкой к первому форзацу.
Важно, чтобы ребенок записывал эти задачи сам и не забывал смотреть в свои записи.
Конечно, навык придет не сразу, но обязательно придет! Так что помогайте ему в этом.
Что мы получаем в итоге
У ребенка в дневнике лежит листок с конкретными поручениями на день. При необходимости он сам туда записывает важные для него дела (взять книгу в библиотеке, уточнить, когда будет экскурсия с классом, и так далее).
Как ставить большие задачи к определенному времени (проекты)
К таким задачам относится задание выучить длинное стихотворение к пятнице, сделать презентацию к 9-му числу следующего месяца, прочитать рассказ за неделю.
Как рассчитать время и не забыть, чтобы не дотягивать до последнего момента?
Для этого нужно разбить большую задачу на маленькие подзадачи и каждый день выполнять по одной части.
Как известно, если большого слона нельзя проглотить целиком, то надо есть по кусочкам.
В недельном чек-листе отдельной колонкой вводим графу проекты и записываем туда выполнение маленькой задачи с отметкой по дням.
Если необходимо выучить большое стихотворение к пятнице, то просто надо разделить его на четверостишия и учить по нескольку каждый день. С повторением предыдущих выученных.
Рассчитываем вместе с ребенком, какое количество он будет учить в день, (например, 3), вносим в наш чек-лист в колонку «проекты» графу «Учить по 3 четверостишия в день».
Что мы получаем в итоге
Каждый день ребенок видит, на какой стадии выполнения он находится и сколько ему осталось. Он может выучить и больше, чтобы побыстрее закончить проект.
Ребенок сам контролирует ход выполнения длительных задач.
Родители могут лишь проверить наличие галочки напротив пункта в чек-листе. Ну и, конечно, проверку знаний никто не отменял.
Фиксируем результат
Это хороший мотиватор. Когда ребенок по частям выполняет одну большую задачу, ему важно видеть результаты. Это вносит разнообразие в повседневный труд ребенка. Возникает дух соперничества с самим собой.
У меня ребенок занимается каждый день экстремальной математикой. Это простые примеры, которые надо решить как можно больше за минимальное время. Он вносит свои результаты в табличку и знает, какой результат он должен перещеголять на следующей неделе.
Пример нашего чек листа в формате EXCEL прилагается.
Проделывая с ребенком такую работу (сначала все ляжет вновь на вас, но только на этапе организации), вы освободите свою голову от вороха задач. Теперь вы будете спрашивать у него только одно:
«Милый мой ребенок! Ты прочекался?»
Конечно, поначалу расписание будет давать сбои, вы будете менять его, искать удобную систему заполнения чек-листов. Придумывайте и делайте это вместе с ребенком. Он будет чувствовать, что тоже причастен к чему-то важному.
«Хочешь, я расскажу тебе секрет, как ничего не забывать?» — примерно так необходимо начать диалог перед внедрением всего, что вы прочли выше.
Чтобы поддержать ребенка в этом нелегком начинании, покажите ему свое расписание, свои чек-листы. Будьте рядом с ним.
Не торопитесь, внедряйте все постепенно и медленно, а если что-то не приживается, то меняйте, модернизируйте. Это же ваш ребенок, он индивидуален и к нему нужен особый подход.
Фото: VOSTOCK, архив Дениса Дольникова