Лев Мадорский, преподаватель музыкальной школы, и Анатолий Зак, профессор музыкальной Академии им. Гнесиных, рассказывают о том, с чего стоит начать знакомство ребенка с миром звуков. _– Скоро у меня родится дочка. Я не играю ни на каком инструменте, но очень хотела бы дать ей музыкальное воспитание. Когда лучше всего начинать и как это делать? – Чем раньше, тем лучше._ Вынесенный в заголовок ответ на первую часть вопроса удовлетворяет не всех родителей. И тогда мы приводим ответ на этот вопрос известного венгерского педагога и композитора Залтана Кодаи: «За девять месяцев до рождения ребёнка. А ещё лучше за девять месяцев до рождения его матери». Это не просто красивый афоризм. Именно так дело и обстоит. Многие привыкли считать, что воспитание ребёнка, в том числе музыкальное, надо начинать значительно позже. Известный сторонник раннего активного развития детей из Японии Масару Ибука отстаивает свою точку зрения в книге «После трёх уже поздно». В качестве доказательства он приводит примеры детей, которые были в младенческом возрасте похищены волками и в три-четыре года найдены и возвращены к человеческой жизни. Несмотря на все попытки учёных, эти дети не смогли подняться с животного уровня развития. Их не смогли научить не только читать или считать, но даже членораздельно говорить. Это, впрочем, не означает, что мы полностью согласны с максимализмом японского музыканта. На наш взгляд, всё обстоит не так драматично. Есть масса примеров, когда дети, ранним музыкальным воспитанием которых никто не занимался, впоследствии становились не только большими любителями музыки, но и профессиональными музыкантами. В том числе, музыкантами высокого уровня. И всё-таки многое говорит в пользу того, что ранний период в жизни ребёнка необычайно важен и что у детей до трёх-четырёх лет огромный жизненный потенциал.Сознание малышей – чистый лист. Оно не имеет стереотипных представлений и впитывает всё новое. Ребенок активно познаёт окружающий мир. Дети до 4-х лет готовы учиться, хотят учиться, получают от учёбы удовольствие. Несомненно, что этот возрастной феномен необходимо использовать. Масаре Ибука рассказывал об эксперименте, проведённом в Японии в центре раннего развития. Одной группе детей в возрасте одного-двух лет давали постоянно, но небольшими порциями, слушать классическую музыку (случайно выбор пал на музыку Бетховена), а другим не давали. Дети в «бетховенской» группе оказались более понятливыми и эмоционально восприимчивыми.Звуковое окружение С рождения младенец попадет в особый мир: это голоса близких, поскрипывание кроватки, звон погремушек, шум машин за окном и множество других самых разнообразных звуков – сердитых, нежных, резких, громких, взрослых, детских. Младенец вслушивается в мир звуков и старается его понять. Уже в два-три месяца у него появляется некоторое эмоциональное восприятие звукового окружения. Малыш поворачивает голову, фиксирует глазами предмет, издающий звуки, а с семи-восьми месяцев пытается имитировать то, что слышит – гулит, бормочет, иногда даже напевает. К этому времени малыш, ещё не улавливая смысла слов, тонко чувствует интонацию, мелодику человеческой речи. На ласковый тон – улыбается, тянется ручками. Скажите то же самое сердито – пугается, плачет. Постарайтесь по возможности огородить его от громких, диссонирующих звуков. Неокрепшей нервной системе малыша противопоказаны сильные звуковые эффекты. Слыша громкие, резкие звуки, например, шум дрели за стеной или, что ещё хуже, ссоры родителей, карапуз морщится, сердится, иногда плачет. Если подобных звуков много и они повторяются регулярно, ребёнок становится нервным, возбудимым, плохо кушает и спит. Мелодичные, тихие, нежные звуки, напротив, действуют на него успокаивающе, доставляют удовольствие. Поэтому важно создать для ребёнка звуковое окружение, насыщенное мелодичными, приятными звуками: это колокольчики, погремушки, музыкальные игрушки (в том числе, такие, которые висят над кроваткой и до которых он сам может дотянуться). И ещё. Пускай родители поют малышу С пением матери связаны первые важные музыкальные впечатления. Веками матери пели у колыбели ребёнка самые нежные, самые задушевные песни. И первые воспоминания о пении матери у многих из нас связаны с ощущениями счастья, любви, нежности. Сегодня песня, в том числе, у колыбели ребёнка, всё больше уходит из семейной жизни. Некоторые стесняются своего голоса. Другие считают, что это ни к чему, поскольку проще включить музыкальный центр. У многих в нашей суматошной жизни голова забита другим и им не до песен. А жаль. Если хотите, чтобы ваши сын или дочка полюбили музыку, чаще пойте им. Пение мамы, других близких людей – самый лучший способ добиться того, чтобы ребёнок с рождения реагировал на музыку, как на что-то приятное и радостное. Знаем семью, в которой родители, заметив, что одиннадцатимесячный ребёнок пытается имитировать, повторять интонации их голоса, стали обращаться к карапузу с импровизированными, напевными речитативами. – Вставай любимый Сашенька, – напевали они утром на разные мотивы. – Как тебе спалось, сыночек? Давай, будем одеваться. А где же наша рубашечка? И т.д. и т.п. Конечно, превращать дом в оперную сцену не просто, но результаты оказались поразительными. К двум годам Саша очень любил петь, а к трём распевал многие детские песенки.Из огромного мира звуков особенно влекут малыша музыкальные звуки. Выдающийся русский физиолог Бехтерев считал, что для развития музыкальности надо давать младенцу слушать прекрасные мелодии с самых первых дней жизни. Но как определить, подходит ли данная композиция вашему ребёнку? Бехтерев предложил простой и надёжный способ: «Маленькие дети живо реагируют на музыку. Одни произведение вызывают плач и раздражение. Другие – радостные эмоции и успокоение. Этими внешними реакциями и следует руководствоваться в выборе музыкальных произведений».Однако, как показывают наблюдения, совет учёного срабатывает не всегда. Встречаются малыши, которые на музыку мало реагируют или реагируют достаточно неопределённо, чтобы сделать какой-то однозначный вывод. В этих случаях советуем придерживаться критериев, может быть, несколько более расплывчатых, чем у Бехтерева, но приемлемых для всех малышей. Музыка, которую вы предлагаете самому юному слушателю, должна быть высокохудожественной. Не стоит искусственно ограждать малышей от шедевров Баха, Чайковского, Бетховена, и др. и давать слушать только простую, элементарную музыку, написанную специально для них. Но есть и некоторые ограничения: музыка для самых маленьких должна иметь ясную мелодию, светлый характер, чёткую форму – как в литературе. Сначала сказки Пушкина, и только значительно позже «Преступление и наказание» Достоевского. Музыка и эмоции тесно связаны. Уже в три-четыре месяца малыш не только прислушивается к музыке, но и реагирует на неё эмоционально: при звуках колыбельной лежит тихо, спокойно, а под живую, весёлую музыку улыбается, радуется. Весёлая музыка побуждает самых маленьких к разнообразному проявлению активности: возгласы, подпевание, движения плясового характера. Такую активность надо всячески поддерживать. Вы доставите большое удовольствие крошечному, ещё не умеющему сидеть ребёнку, если возьмёте его за кисти рук и под весёлую музыку, (желательно, в её ритме) будете их сгибать и разгибать. Услышав ритмичную, танцевальную музыку, кроха начнёт склонять тело, подгибать коленки, раскачивать кроватку. Всё это не только способствует улучшению его настроения, развивает координацию движений, но и создаёт важную эмоциональную связь: музыка – это радость и удовольствие.Вот несколько основных правил: – Музыка, даже самая замечательная, не должна звучать постоянно. В этом случае она не только перестаёт восприниматься как удовольствие и радость, но перестаёт восприниматься вообще. – Музыка не должна звучать слишком громко. – Не надо давать слушать музыку ребёнку, если по каким-то причинам ему хочется чего-то другого, он к слушанию не расположен. Вы это почувствуете по реакции малыша. Сначала длительность слушания музыки не должна превышать 2-3 минут по 3-4 раза в день. Постепенно к 9-12 месяцам это время можно увеличить до 15-20 минут. К году, иногда и раньше, ребёнок будет сам показывать на источник музыки и просить его включить. К этому возрасту и его реакция (нравится музыка или не нравится) станет более определённой. И, конечно же, как и всегда, нам может помочь игра, создание различных игровых ситуаций. Игра первая. Для детей двух-трех месяцев. В этом возраста уже развивается связь между звуком и его источником. Вы звените в колокольчик, или стучите в погремушку, которые находятся в поле зрения ребёнка. Потом отводите их в сторону, чтобы малыш их не видел. Ребенок тянется взглядом и радуется, что обнаружил звучащие предметы. Игра вторая. В пять-шесть месяцев, когда малыш начинает ползать, вы прячетесь с колокольчиком в руках и звените. Малыш по звуку находит вас. Игра третья. В этом же возрасте в виде игры можно построить и слушание музыки. Вы включаете источник звука, ставите его на пол и слушаете секунд 20-30. Потом накрываете его чем-нибудь (платком, например) и говорите маленькому слушателю: «Где музыка?». Ребёнок с удовольствием принимает игру и радуясь, что ситуация ему ясна, ползёт к источнику звука и снимает покрывало.