Как правильно создать для детей музыкальную среду
Как правильно создать для детей музыкальную среду
– Скоро у меня родится дочка. Я не играю ни на каком инструменте, но очень хотела бы дать ей музыкальное воспитание. Когда лучше всего начинать и как это делать?
– Чем раньше, тем лучше.
Вынесенный в заголовок ответ на первую часть вопроса удовлетворяет не всех родителей. И тогда мы приводим ответ на этот вопрос известного венгерского педагога и композитора Залтана Кодаи: «За девять месяцев до рождения ребёнка. А ещё лучше за девять месяцев до рождения его матери».
Это не просто красивый афоризм. Именно так дело и обстоит. Многие привыкли считать, что воспитание ребёнка, в том числе музыкальное, надо начинать значительно позже. Известный сторонник раннего активного развития детей из Японии Масару Ибука отстаивает свою точку зрения в книге «После трёх уже поздно». В качестве доказательства он приводит примеры детей, которые были в младенческом возрасте похищены волками и в три-четыре года найдены и возвращены к человеческой жизни. Несмотря на все попытки учёных, эти дети не смогли подняться с животного уровня развития. Их не смогли научить не только читать или считать, но даже членораздельно говорить.
Это, впрочем, не означает, что мы полностью согласны с максимализмом японского музыканта. На наш взгляд, всё обстоит не так драматично. Есть масса примеров, когда дети, ранним музыкальным воспитанием которых никто не занимался, впоследствии становились не только большими любителями музыки, но и профессиональными музыкантами. В том числе, музыкантами высокого уровня. И всё-таки многое говорит в пользу того, что ранний период в жизни ребёнка необычайно важен и что у детей до трёх-четырёх лет огромный жизненный потенциал.
Сознание малышей – чистый лист. Оно не имеет стереотипных представлений и впитывает всё новое. Ребенок активно познаёт окружающий мир. Дети до 4-х лет готовы учиться, хотят учиться, получают от учёбы удовольствие. Несомненно, что этот возрастной феномен необходимо использовать. Масаре Ибука рассказывал об эксперименте, проведённом в Японии в центре раннего развития. Одной группе детей в возрасте одного-двух лет давали постоянно, но небольшими порциями, слушать классическую музыку (случайно выбор пал на музыку Бетховена), а другим не давали. Дети в «бетховенской» группе оказались более понятливыми и эмоционально восприимчивыми.
Звуковое окружение
С рождения младенец попадет в особый мир: это голоса близких, поскрипывание кроватки, звон погремушек, шум машин за окном и множество других самых разнообразных звуков – сердитых, нежных, резких, громких, взрослых, детских. Младенец вслушивается в мир звуков и старается его понять. Уже в два-три месяца у него появляется некоторое эмоциональное восприятие звукового окружения. Малыш поворачивает голову, фиксирует глазами предмет, издающий звуки, а с семи-восьми месяцев пытается имитировать то, что слышит – гулит, бормочет, иногда даже напевает.
К этому времени малыш, ещё не улавливая смысла слов, тонко чувствует интонацию, мелодику человеческой речи. На ласковый тон – улыбается, тянется ручками. Скажите то же самое сердито – пугается, плачет. Постарайтесь по возможности огородить его от громких, диссонирующих звуков. Неокрепшей нервной системе малыша противопоказаны сильные звуковые эффекты. Слыша громкие, резкие звуки, например, шум дрели за стеной или, что ещё хуже, ссоры родителей, карапуз морщится, сердится, иногда плачет. Если подобных звуков много и они повторяются регулярно, ребёнок становится нервным, возбудимым, плохо кушает и спит. Мелодичные, тихие, нежные звуки, напротив, действуют на него успокаивающе, доставляют удовольствие. Поэтому важно создать для ребёнка звуковое окружение, насыщенное мелодичными, приятными звуками: это колокольчики, погремушки, музыкальные игрушки (в том числе, такие, которые висят над кроваткой и до которых он сам может дотянуться). И ещё. Пускай родители поют малышу
С пением матери связаны первые важные музыкальные впечатления. Веками матери пели у колыбели ребёнка самые нежные, самые задушевные песни. И первые воспоминания о пении матери у многих из нас связаны с ощущениями счастья, любви, нежности. Сегодня песня, в том числе, у колыбели ребёнка, всё больше уходит из семейной жизни. Некоторые стесняются своего голоса. Другие считают, что это ни к чему, поскольку проще включить музыкальный центр. У многих в нашей суматошной жизни голова забита другим и им не до песен. А жаль. Если хотите, чтобы ваши сын или дочка полюбили музыку, чаще пойте им. Пение мамы, других близких людей – самый лучший способ добиться того, чтобы ребёнок с рождения реагировал на музыку, как на что-то приятное и радостное.
Знаем семью, в которой родители, заметив, что одиннадцатимесячный ребёнок пытается имитировать, повторять интонации их голоса, стали обращаться к карапузу с импровизированными, напевными речитативами.
– Вставай любимый Сашенька, – напевали они утром на разные мотивы. – Как тебе спалось, сыночек? Давай, будем одеваться. А где же наша рубашечка? И т.д. и т.п.
Конечно, превращать дом в оперную сцену не просто, но результаты оказались поразительными. К двум годам Саша очень любил петь, а к трём распевал многие детские песенки.