Как пробудить у ребенка интерес к литературе, истории и физике? В проекте «Дети Йети» знают несколько секретных ответов на этот вопрос. Ольга Диева и Полина Михайлова создали проект «Дети Йети», благодаря которому школьные предметы становятся намного интереснее. Ольга и Полина рассказали «Летидору» о том, как сделать уроки по-настоящему притягательными для ребенка. – Мы создали этот проект достаточно спонтанно. Однажды в разговоре с Олей я случайно выяснила, что она придумывает чудесные курсы занятий для детей. В разговоре оказалось, что на многие вопросы образования и общения с ребенком мы смотрим одинаково. В итоге мы решили сделать хорошие и достаточно доступные занятия для детей. А поскольку нас всего двое и никаких дополнительных ресурсов нет, то мы фактически все создавали сами или при помощи друзей. Например, сайт я писала сама (хотя до этого ни разу не пробовала сделать что-то подобное), а все картинки для сайта и логотип нарисовал наш друг Арсений Эпельбаум.Мы достаточно долго не могли придумать название, оно родилось в бесконечных обсуждениях. Нам понравилось как звучит «Дети Йети». Ведь йети – это что-то неизведанное и неописанное, и каждый ребенок может сам для себя решить верить или нет в его существование.Как рассказывать о современном искусстве детямБесполезно рассказывать детям академическую историю искусства: какое направление за каким появилось, почему одно направление в искусстве выросло из другого, какие были даты, выставки и т.п. Это и взрослым-то бывает тяжело запомнить. Мне кажется, нужно рассказываем детям про художников ХХ века как про героев, персонажей: какая у каждого была жизнь, что он любил, что-то интересное из его биографии. Лучше выбрать 3-5 самых ярких картин, которые отличают этого художника от других, чтобы можно было запомнить, в чем его особенность. Нет необходимости учить названия картин и даты их создания. Если эта тема будет интересна ребенку, он сам сможет узнать эту информацию где угодно. Важно заложить какие-то базовые представления о том, что вообще существует в мире искусства. В занятие по искусству должно быть несколько блоков: история жизни художника, его биография; название направления, которое он представляет; несколько картин, которые можно обсудить, чтобы понять, в чем отличие этого художника от других; практическое задание, которое позволяет почувствовать принципы работы художника на собственном опыте. Нужно обязательно подобрать иллюстрации к рассказу: показать в книге или в интернете портрет самого художника, посмотреть на карте, где он жил и взглянуть на его самые известные картины. Практическая часть может быть самой разной. Например, если вы изучаете Ван Гога, попробуйте рисовать не красками, а мягким пластилином (прямо руками!), чтобы получить такой же мазок, как у художника!Когда идет подготовка к занятиям, мы всегда узнаем что-то новое для себя. Например, недавно узнали: 1. Что именно японцы были великими изобретателями: они изобрели бумагу и книгопечатание намного раньше европейцев, а еще японцы придумали порох и компас – вещи, которыми позже пользовался весь мир! 2. Мы наконец разобрались, зачем китайцы вешают красные фонарики на свои дома. Оказывается, существует поверье, что они отгоняют злых духов. Есть легенда, что раньше драконы нападали на китайские деревни и однажды люди заметили, что драконы боятся огня (в деревне был пожар) и вообще всех предметов красного цвета, поэтому принято все украшать фонариками именно этого цвета. 3. В южноафриканском племени ндебеле женщины собственноручно расписывают свой дом маленькой кисточкой с самого низа и до крыши, внутри и снаружи! Существуют традиционные орнаменты ндебеле, но никто не учит этому мастерству специально. Однако, чем лучше и красивее расписан дом, тем лучшей женой считается его хозяйка! 4. У кочевников–оленеводов, живущих на севере России, домом занимаются исключительно женщины. Причем абсолютно всем в доме, в том числе женщины, «строят», собирают чумы после того, как племя перекочевало на новое место. А кочуют оленеводы за оленями – куда пошло стадо оленей, туда и народ! 5. Считается, что желтый – любимый цвет Ван Гога, но некоторые ученые говорят, что художник просто страдал нарушениями цветового восприятия и видел весь мир желтым, именно поэтому это главный цвет во многих его картинах. 6. У Пиросмани на многих картинах яркий белый или черный фон: оказывается, что художник от бедности рисовал на клеёнках вместо холстов, а чтобы экономить краски не закрашивал фон – отсюда большие куски белого и черного на его картинах. 7. В разных странах по разному рисуют карту мира. Например, в Китае в центре карты – Китай, а вокруг расположились остальные континенты и океаны.Если вы хотите рассказать своему ребенку про какой-нибудь народ, то сначала выберете страну, в которой ваш ребенок никогда не был. Нужно собрать некоторое количество фактов про культуру этого народа, которые бы ярко показывали, насколько он отличается от нашего, но при этом объяснить, что он не хуже и не лучше, просто эти люди живут по-другому. Обязательно нужно посмотреть на карту мира, чтобы понять, где этот народ живет. Например, можно выбрать какое-нибудь племя в Африке, узнать его название, во что одеваются. Прочитать ребенку сказки этого народа, рассказать, во что они верят и как проводят свое время: ходят ли там дети в школу, читают ли книги, чем занимаются взрослые. А потом сделать что-нибудь своими руками вместе с ребенком, например, расписать африканскими орнаментами браслет!Если ваш ребенок только пошел в школу, вам крупно повезло. Это очень благодарные слушатели. Им интересно буквально все, но при этом они все еще дети, которые хотят играть, делать что-то своими руками и не сидеть все занятие на одном месте. Поэтому надо это учитывать и подключать к любой активности на тему занятия, тогда это не будет восприниматься как скучный урок, а будет прекрасным совместным времяпрепровождением для детей вместе с родителями! Но в независимости от возраста, все родители не должны забывать главный секрет любого урока. Любое занятие можно трансформировать в игру – приключение! Если отвлечься от книг, то можно любой материал превратить в игру. Например, можно устроить соревнование, маленький турнир: кто найдет больше фактов о жизни Пикассо, или кто отгадает больше картин Ван Гога. А еще можно снарядить экспедицию в виртуальное путешествие в любую точку мира!У нас есть два курса: «25 историй о современном искусстве» и «Кругосветка: путешествие по культурам и традициям народов мира». Наши занятия нельзя назвать лекциями: Оля разговаривает с детьми, спрашивает их мнение, но в тоже время успевает им рассказать много нового. Плюс на каждом занятии есть практическая часть. На «Кругосветке» Оля рассказывает про одну страну или регион. Это нельзя назвать лекцией, это скорее рассказ-разговор с детьми, который сопровождается разными фото, видеороликами, национальной музыкой. А потом мы вместе с детьми делаем что-то: маску китайского дракона, лошадку из войлока (на занятии про Монголию), расписываем тарелочки как в Узбекистане, рисуем орнаменты и так далее. Я думаю, что родители могут подготовить практически любое занятие сами, просто на это уйдет много времени. Нужно выбрать тему, а потом планомерно читать все, что про это написано и выбирать самые интересные и запоминающиеся факты. А потом попробовать сделать что-то вместе с ребенком, чтобы лучше запомнить материал. Для практической части на наших занятиях мы каждый раз даем детям что-то новое, стараемся выбрать что-то такое, с чем они редко сталкиваются в школе, например. Когда мы проходили Монголию, то дети шили лошадку из войлока, когда разговаривали про Казахстан – давали детям цветы хлопка… Еще у каждого слушателя курса «Кругосветка» есть свой журнал путешественника. Дети записывают и зарисовывают туда все самое важное про каждый регион, наклеивают туда карты. А в конце есть большая Карта Мира, которую Оля очень красиво нарисовала.