Опубликовано 12 февраля 2012, 00:00

Игры на пальцах: тайные языки

С двухлетками мы коротали время поездок пальчиковым театром, с четырехлетками изучали игру "камень, ножницы, бумага". Ну а что предложить совсем серьезным пацанам, которым уже стукнуло шесть? Очевидно, более серьезную игру - тайный язык жестов. 
Игры на пальцах: тайные языки

Игры на пальцах: тайные языки

Как ни странно, третья моя колонка про игры на пальцах, как и две прошлые, связана с поездами. С двухлетками мы коротали время поездок пальчиковым театром, с четырехлетками изучали продвинутую версию игры "камень, ножницы, бумага". Ну а что предложить совсем серьезным пацанам, которым уже стукнуло шесть? Очевидно, более серьезную, практически конспиративную игру. При чем тут поезда? Да при том, что там бывает шумно.  Это один из тех случаев, когда именно жесты становятся альтернативным способом разговора. А если такой язык понимают только "свои люди" - так это еще интересней!

Мой старший сам догадался до такой жестовой коммуникации, когда ему было четыре. Мы стояли с ним в вагоне метро, вокруг грохотало. Сын хотел мне что-то сказать, но докричаться снизу до меня не смог. Тогда он постучал меня по ноге, затем указал на пустое сиденье в другом конце вагона, показал на пальцах "пошли?" и сделал вопросительную гримасу. Вся эта немая фраза была "произнесена" очень быстро - и очень понятно. Я тогда подумал, что неплохо бы нам с ним выучить язык глухонемых, чтобы можно было общаться в таких ситуациях.

Но как это обычно бывает, времени свободного было мало, а может просто было лень. И я ограничился тем, что научил Кита играть в ту самую "камень, ножницы, бумага, и колодец, и огонь", о которой рассказывал прошлый раз. Этой игрой мы и стали развлекаться в метро.

Но еще через пару лет, опять-таки во время поездки с сыном в метро, я снова подумал про немую азбуку. В этот раз мы с ним сидели далеко друг от друга, играть в КНБ было неудобно. Однако переговариваться жестами мы могли бы, если бы знали…

И тут, к собственному удивлению, я начал показывать отдельные буквы с помощью пальцев и рта. Откуда у меня в голове взялся этот странный язык? Школа, двор, пионерский лагерь? Я так и не смог вспомнить. Зато очень быстро вспомнил и показал сыну почти все буквы.

А за теми буквами, которых не вспомнил - решил слазить в Интернет, когда вернулся домой. Найти этот странный жестовый язык оказалось непросто. Там не менее, вот одна из версий, которая сохранилась на сайте www.76-82.ru.

"Тайный язык"

А - кулак с выставленным большим пальцем, как знак «супер»
Б - указательным пальцем показываем бровь
В - берем себя за волосы
Г - прямой угол между большим и указательным пальцами; конструкция повернута вниз указательным пальцем, или угол между улыбкой и указательным пальцем
Д - при помощи указательных пальцев и рта образуем треугольник, или провести ладошками ото лба по щекам, а потом движение, словно вытираешь губы ладонь, или под нос горизонтально прикладываем указательный палец
Е - два пальца сложить замочком
Ё - два пальца замочком сложить и потом плюнуть над ними
Ж - три пальца вверх, четвертый посредине - перекладина
З - зубы
И - «Виктори» (растопыренные указательный и средний пальцы)
Й - «Виктори» и плюнуть (подуть)
К - кулак
Л - перевернутая «виктори»
М - две соединенные буквы «Л»
Н - натягиваем улыбочку и пальчики к уголкам прикладываем
О - кругляш из большого и указательного пальцев или складываем губами
П - указательные пальцы – ножки, улыбка – «крыша»
Р - делаем «О» ртом и прикладываем указательный палец
С - полукруг из большого и остальных пальцев
Т - улыбочка и указательный палец снизу по центру
У - ухо
Ф - делаем ртом букву «О» и разделяем указательным пальцами, или прямая ладошка между глаз
Х - крестик из указательного и среднего пальцев, или крестик из указательных пальцев обеих рук
Ц - два пальца вверх, третий перпендикулярно (внизу) вместо «хвостика»
Ч - «показать время» постучать пальчиком на сгиб запястья, где обычно часы носят, или почесать руку
Ш - три пальца (указательных, средний, безымянный) вверх
Щ - три пальца и приложить четвертый
Ъ - одна ладошка прямо; по ней надо ударить кулаком второй руки и потом ладошку перпендикулярно приложить к той, которая прямо
Ы - одним кулаком бьем по другой ладони и ставим параллельно ей пальцами вверх
Ь - одна ладошка прямо; по ней надо ударить кулаком второй руки
Э - полукруг из большого и указательного пальцев, средний хвостик из сложенного среднего пальца
Ю - к указательному пальцу одной руки прикладываем кругляш из указательного и большого пальцев другой руки
Я - показываем на себя.

Дактиль

Описанный выше способ секретной коммуникации пионеров и школьников является смесью классической немой азбуки (в которой используются только пальцы) с некоторыми дополнительными жестами. Именно эти жесты обычно и варьируются в разных "диалектах". Например, букву В иногда показывают как два кулака, один над другим - а вовсе не с помощью волос.

Так что если вы вдруг захотите обучить ребенка более универсальной жестовой азбуке, которая пригодится в будущем - можно сразу изучить стандартный русский дактиль. Подходящие пособия есть на сайте http://jestov.net . Там же есть жестовые азбуки для иностранных языков. А для быстрого запоминания существуют вот такие пособия.

Пантомима

Освоив немую азбуку (жесты-буквы), можно попробовать изучить и "основной" жестовый язык, в котором отдельные жесты означают целые слова. Возможно, кому-то покажется, что я далековато ушел от темы детских развивающих игр - ведь у большинства читателей "Летидора", скорее всего, нет проблем со слухом и речью. Однако многие из вас наверняка играли в одну популярную игру, в которой запрещено говорить, зато нужно хорошо владеть языком жестов.

Называется игра "Ассоциации" (или "Крокодил", или "Пантомима"). Простейший вариант ее состоит в том, что водящий загадывает какое-нибудь слово и показывает его жестами и мимикой. А остальные должны угадать слово за фиксированное время. Иногда загадывают названия книг или фильмов: тогда водящий показывает на пальцах, сколько будет слов в назывании, а затем показывает эти слова по очереди. Бывают разнообразные командные игры в "Крокодила" (такое проводили, например, на Муз-ТВ).

Для детей такая игра особенно полезна - развивает и мелкую моторику, и образное мышление. Но как научить ребенка показывать слова без слов? Хорошим наглядным пособием могут стать сказки на жестовом языке, которые можно найти на стайте "Лаборатории лингвистики русского жестового языка". Там шесть сказок, вот одна из них: