Вот что действительно полезно развивать у ребенка дошкольного возраста. Многие родители начинают учить детей читать и считать чуть ли не с пеленок. Однако в дошкольном возрасте важнее уделять внимание развитию психических процессов, ведь именно они станут основой успешного обучения в школе. Об особенностях познавательных навыков и их развитии у детей в возрасте от 3 до 7 лет «Летидору» рассказал Андрей Баскаков, психолог Wunderpark International School.Итак, вот на что следует обратить внимание, играя и занимаясь с дошкольниками. Восприятие Чем больше опыта накапливает ребенок, тем более разноплановым становится восприятие.Кроме перцептивного восприятия, то есть восприятия цельного образа объекта, основанного на сумме ощущений, появляется апперцептивное: малыш на основе опыта способен связать объект с другими предметами и явлениями.А также объединять их в группы по этим признакам или определять, какой предмет в группе является лишним и почему. В беседах с ребенком делайте акценты на общих и разных свойствах вещей.Речь Овладение речью — длительный и непростой процесс. Дети усваивают значения новых слов и могут использовать их достаточно своеобразно. В возрасте 3-5 лет многие из них склонны к словотворчеству, которое следует поощрять. Важно разговаривать с ребенком, задавать вопросы, требующие развернутых ответов, хвалить за любознательность и не оставлять без ответов его реплики. В дошкольном возрасте словарный запас интенсивно растет. Но у малышей могут быть индивидуальные различия в этом вопросе, обусловленные условиями жизни и частотой общения с близкими. К старшему дошкольному возрасту дети переходят от ситуативной речи к контекстной.Речь становится не только способом общения и мышления ребенка, но и объектом изучения, когда в 5-7 лет начинаются уроки письма и чтения. Мышление Дошкольник поэтапно переходит от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному, а затем к словесно-логическому.Малыши должны быть окружены игрушками с различными визуальными, тактильными и аудиальными (звуковыми) характеристиками, которые следует озвучивать ребенку: «Вот мячик, он красный, резиновый». В старшем дошкольном возрасте формируется словесно-логическое мышление.Оно поможет восприятию временных и пространственных связей на следующем этапе развития.Память В 3-4 года память непроизвольная. Дети запоминают то, что им интересно и вызывает эмоции. Со временем результативность памяти повышается. С 4 лет с ребенком следует начинать играть в ролевые игры, например, магазин, где ему нужно запомнить список покупок, и в настольные игры.Поэтому, заучивая с ними стихи, важно уделять внимание их пониманию, а не ограничиваться механическими повторениями. Внимание В младшем дошкольном возрасте внимание непроизвольное и зависит от внешних впечатлений. К 5-6 годам ребенок может произвольно сконцентрироваться и удерживать внимание, переключать и распределять его между несколькими объектами.Старший дошкольник при поддержке взрослого способен выполнять неинтересное задание. После этого ребенка нужно похвалить и дать отдохнуть или заняться чем-то увлекательным.Воображение У младших дошкольников воображение репродуктивное: дети только воспроизводят полученные впечатления и образы.Со временем оно становится продуктивным, в нем происходит творческое преобразование реальности. В таком воображении уже активно участвуют мышление и память. Оно способствует познанию и развитию навыков планирования. А также выполняет аффективно-защитную функцию, помогая ребенку создавать воображаемые компенсаторные ситуации и справляться с негативными переживаниями. Занимайтесь с ребенком различным творчеством, играйте в сюжетно-ролевые игры и позаботьтесь, чтобы он получал разнообразный опыт.Не надо «бежать впереди паровоза» и пытаться формировать у ребенка то, к чему он еще не готов. Это только отобьет желание учиться и приведет к низкой самооценке.В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. Поэтому заниматься нужно в игровой форме, учитывая возрастные и индивидуальные особенности малыша. И ставить перед ним следует те задачи, которые находятся в его зоне ближайшего развития — в области тех действий, которые ребенок уже может выполнять с помощью взрослых, а со временем и самостоятельно. При подготовке к поступлению в 1 класс старшим дошкольникам важно расширять общий кругозор. А также убедиться, что они хорошо ориентируются в базовых понятиях: какое сейчас время, день, месяц, год и так далее. Фото: Freepik.com Давайте дружить в социальных сетях! Подписывайтесь на нас в Facebook, «ВКонтакте» и «Одноклассниках»!