Это важнее счета и письма: 6 познавательных навыков, которые важно развивать до школы
© Freepik.com
Многие родители начинают учить детей читать и считать чуть ли не с пеленок. Однако в дошкольном возрасте важнее уделять внимание развитию психических процессов, ведь именно они станут основой успешного обучения в школе.
Об особенностях познавательных навыков и их развитии у детей в возрасте от 3 до 7 лет «Летидору» рассказал Андрей Баскаков, психолог Wunderpark International School.
Итак, вот на что следует обратить внимание, играя и занимаясь с дошкольниками.
Восприятие
Чем больше опыта накапливает ребенок, тем более разноплановым становится восприятие.
Кроме перцептивного восприятия, то есть восприятия цельного образа объекта, основанного на сумме ощущений, появляется апперцептивное: малыш на основе опыта способен связать объект с другими предметами и явлениями.
Предлагайте ребенку игры, требующие выявлять общие признаки у предметов и явлений.
А также объединять их в группы по этим признакам или определять, какой предмет в группе является лишним и почему.
В беседах с ребенком делайте акценты на общих и разных свойствах вещей.
Речь
Овладение речью — длительный и непростой процесс. Дети усваивают значения новых слов и могут использовать их достаточно своеобразно. В возрасте 3-5 лет многие из них склонны к словотворчеству, которое следует поощрять.
Важно разговаривать с ребенком, задавать вопросы, требующие развернутых ответов, хвалить за любознательность и не оставлять без ответов его реплики.
В дошкольном возрасте словарный запас интенсивно растет. Но у малышей могут быть индивидуальные различия в этом вопросе, обусловленные условиями жизни и частотой общения с близкими.
К старшему дошкольному возрасту дети переходят от ситуативной речи к контекстной.
Пересказывайте вместе с ребенком сказки, просите его рассказывать о том, как прошел его день, что было интересного.
Речь становится не только способом общения и мышления ребенка, но и объектом изучения, когда в 5-7 лет начинаются уроки письма и чтения.
Мышление
Дошкольник поэтапно переходит от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному, а затем к словесно-логическому.
Малыши должны быть окружены игрушками с различными визуальными, тактильными и аудиальными (звуковыми) характеристиками, которые следует озвучивать ребенку: «Вот мячик, он красный, резиновый».
В старшем дошкольном возрасте формируется словесно-логическое мышление.
Старшим дошкольникам не стоит давать готовые ответы, иначе это лишит их стимула анализировать и формировалось причинно-следственное мышление.
Оно поможет восприятию временных и пространственных связей на следующем этапе развития.
Память
В 3-4 года память непроизвольная. Дети запоминают то, что им интересно и вызывает эмоции. Со временем результативность памяти повышается.
С 4 лет с ребенком следует начинать играть в ролевые игры, например, магазин, где ему нужно запомнить список покупок, и в настольные игры.
Дошкольники лучше запоминают осмысленный материал.
Поэтому, заучивая с ними стихи, важно уделять внимание их пониманию, а не ограничиваться механическими повторениями.
Внимание
В младшем дошкольном возрасте внимание непроизвольное и зависит от внешних впечатлений.
К 5-6 годам ребенок может произвольно сконцентрироваться и удерживать внимание, переключать и распределять его между несколькими объектами.
Развитию внимания способствуют ролевые и настольные игры, конструкторы.
Старший дошкольник при поддержке взрослого способен выполнять неинтересное задание. После этого ребенка нужно похвалить и дать отдохнуть или заняться чем-то увлекательным.
Воображение
У младших дошкольников воображение репродуктивное: дети только воспроизводят полученные впечатления и образы.
Со временем оно становится продуктивным, в нем происходит творческое преобразование реальности. В таком воображении уже активно участвуют мышление и память. Оно способствует познанию и развитию навыков планирования. А также выполняет аффективно-защитную функцию, помогая ребенку создавать воображаемые компенсаторные ситуации и справляться с негативными переживаниями.
Занимайтесь с ребенком различным творчеством, играйте в сюжетно-ролевые игры и позаботьтесь, чтобы он получал разнообразный опыт.
Необходимо помнить: дети развиваются постепенно.
Не надо «бежать впереди паровоза» и пытаться формировать у ребенка то, к чему он еще не готов. Это только отобьет желание учиться и приведет к низкой самооценке.
В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. Поэтому заниматься нужно в игровой форме, учитывая возрастные и индивидуальные особенности малыша. И ставить перед ним следует те задачи, которые находятся в его зоне ближайшего развития — в области тех действий, которые ребенок уже может выполнять с помощью взрослых, а со временем и самостоятельно.
При подготовке к поступлению в 1 класс старшим дошкольникам важно расширять общий кругозор. А также убедиться, что они хорошо ориентируются в базовых понятиях: какое сейчас время, день, месяц, год и так далее.
Фото: Freepik.com