Педагог и психолог Светлана Пятницкая рассказывает, как правильно развивать у дошкольников внимание. Без такого познавательного процесса, как внимание, невозможно выполнение самой простой деятельности. Поговорим о свойствах внимания, а также играх, направленных на его развитие. Что «умеет» внимание Первое свойство внимания – устойчивость – способность длительно сосредотачиваться на чём-либо. Второе свойство внимания – переключение – способность переходить от выполнения одной деятельности к другой. Третье свойство внимания – распределение – способность действовать с двумя или несколькими предметами, ситуациями одновременно. Этапы развития внимания от 0 до 2 лет Уже на первых месяцах жизни грудничка мы сталкиваемся с проявлениями внимания. Малыша привлекает источник, вызывающий звук. Ребёнок поворачивает к нему голову, подолгу задерживает взгляд на ярком предмете. В 2-3 месяца младенец становится наиболее внимательным ко взрослому человеку. Он может останавливать взгляд на лице близкого взрослого, пытается подражать его улыбке и речи. К 6 месяцам взрослому следует показывать различные способы воздействия на игрушки: стучать, качать, поворачивать. Такие действия помогают малышу удержать взгляд на предмете дольше. После года внимание ребёнка становится более устойчивым. Совместная игра с взрослым, а также введение новых ситуаций для игр с одной и той же игрушкой удерживают его внимание на 8-10 минут. К двум годам ребёнок начинает постигать смысл речи. С двух лет начинайте приучать ребёнка быть внимательным к слову. Рассказывайте ему короткие сказки, потешки, песенки. Чередуйте слушание с действием: расскажите стишок, а после воспроизведите движения (как прыгает заяц, как ходит медведь и другое). Это поможет ему развить чуткость к слову и обращать внимание на смысл прочитанного. В этом возрасте полезно играть в игру «Найди такой же». Возьмите конструктор, выберите из него одинаковые детали. Покажите ребёнку, к примеру, кубик синего цвета и скажите: «У меня в руках кубик синего цвета. Среди остальных кубиков найди такой же». По аналогии ищите игрушки по величине, длине, узору на них и прочее. В игре «Парные картинки» среди разных изображений предметов обихода малыш должен найти такой же, какой вы положите перед ним на столе.Важно помнить До трёх лет внимание ребёнка неустойчиво. Это зависит от физиологических и индивидуальных особенностей. Избегайте переутомления малыша, разнообразьте его деятельность новыми игровыми моментами. В этом возрасте дошкольнику трудно удержать во внимании более 2-3 предметов одновременно. Сначала рассмотрите картинку, а после этого читайте текст в книжке. Переключать своё внимание быстро – непростая задача, поэтому используйте игровые формы: просьбу любимой игрушки, воображаемого существа. Этапы развития внимания от 3 до 7 лет К 4-5 годам объём внимания значительно увеличивается. Достаточно вспомнить о большом количестве героев, каждого из которых пятилетка назовёт по имени, объяснит их миссию в мультфильме. Игры «Угадай, кого или чего не стало?» и «Что изменилось?» , которые полезны для развития памяти, отлично развивают и внимание. В 5-6 лет полезно выполнять задания, в которых ребёнок будет заштриховывать круг, квадрат и прямоугольник (нарисованные на листе в разном порядке) определённым образом: сверху вниз, слева направо, по диагонали или ставить знаки «плюс», «минус», «равно». Для тренировки переключения внимания играйте в «Троеборье». Давайте пятилетке цепочку разнообразных заданий и видов деятельности. Допустим, спеть песенку, полить комнатные растения, нарисовать что-то. В игре «По порядку» нарисуйте алгоритм (на каждой карточке отдельное действие) мытья рук, одевания и т.п. повседневных дел, которые ребёнок должен выложить по порядку или найти ошибку в цепочке. В игре «Хлопки» участники идут по кругу, на один хлопок они изображают аиста (стойка на ноге), на два хлопка – лягушку (прыжки с упором рук о пол), на три – рака (повернуться спиной и продолжать движение вперёд). Кстати, утренняя гимнастика отлично справляется с этой задачей как и игры, знакомые родителям из собственного детства: «Летает - не летает», «Съедобное-несъедобное», «Светофор».В 6-7 лет развивайте произвольное внимание. Оно позволяет ребёнку выполнять действия, не вызывающие у него яркий отклик. А ещё оно обязательно пригодится в школе. В игре «Пожалуйста» дети выполняют только те действия, которые ведущий сопровождает вежливым словом («Пожалуйста, сделайте три шага вправо»). Игра «Радио» вызывает невероятный отклик у семилеток. В большой компании поставьте руки рупором и произнесите: «Внимание-внимание, в нашем торговом центре разыскивается ребёнок. На голове у этой девочки были… две косички. Одета она была в юбку… розового цвета…» (Следует перечислять признаки, которые встречаются у большинства детей, а затем те, что отличают этого участника от других). Дети начинают оглядываться, подмечать детали в одежде, а затем все вместе находят «пропавшего» ребёнка. В игре «Кто пропал?» попросите всех закрыть глаза, коснитесь одного игрока рукой, чтобы он спрятался. Кто первым отгадает пропавшего, становится водой. В игре «Флаги» ведущий произносит текст, поочерёдно поднимая вверх флаги разного цвета: Флаг я красный подниму, вас потопать попрошу Флаг я синий подниму, вас похлопать попрошу. Белый флаг – мы все молчим, Жёлтый – все «Ура!» кричим. После этого в хаотичном порядке поднимаются флаги, а дети выполняют действия согласно правилам. В игре «Да» и «нет» не говорить, чёрный с белым не носить», взрослый задаёт вопросы, всячески провоцируя ребёнка нарушить правила, озвученные в начале игры. Если к началу школы у ребёнка есть проблемы с концентрацией и вниманием, не расстраивайтесь. Эти игры помогут исправить ситуацию, тем более, дошкольники всегда охотно подхватывают весёлые идеи взрослых. Развивайтесь правильно! Фото: Legion-Media.ru.