Эти игры на развитие внимания должна знать каждая мама
Без такого познавательного процесса, как внимание, невозможно выполнение самой простой деятельности. Поговорим о свойствах внимания, а также играх, направленных на его развитие.
Что «умеет» внимание
Первое свойство внимания – устойчивость – способность длительно сосредотачиваться на чём-либо.
Второе свойство внимания – переключение – способность переходить от выполнения одной деятельности к другой.
Третье свойство внимания – распределение – способность действовать с двумя или несколькими предметами, ситуациями одновременно.
Этапы развития внимания от 0 до 2 лет
Уже на первых месяцах жизни грудничка мы сталкиваемся с проявлениями внимания. Малыша привлекает источник, вызывающий звук. Ребёнок поворачивает к нему голову, подолгу задерживает взгляд на ярком предмете.
В 2-3 месяца младенец становится наиболее внимательным ко взрослому человеку. Он может останавливать взгляд на лице близкого взрослого, пытается подражать его улыбке и речи.
К 6 месяцам взрослому следует показывать различные способы воздействия на игрушки: стучать, качать, поворачивать. Такие действия помогают малышу удержать взгляд на предмете дольше.
После года внимание ребёнка становится более устойчивым. Совместная игра с взрослым, а также введение новых ситуаций для игр с одной и той же игрушкой удерживают его внимание на 8-10 минут.
К двум годам ребёнок начинает постигать смысл речи. С двух лет начинайте приучать ребёнка быть внимательным к слову. Рассказывайте ему короткие сказки, потешки, песенки. Чередуйте слушание с действием: расскажите стишок, а после воспроизведите движения (как прыгает заяц, как ходит медведь и другое). Это поможет ему развить чуткость к слову и обращать внимание на смысл прочитанного.
В этом возрасте полезно играть в игру «Найди такой же».
Возьмите конструктор, выберите из него одинаковые детали. Покажите ребёнку, к примеру, кубик синего цвета и скажите: «У меня в руках кубик синего цвета. Среди остальных кубиков найди такой же». По аналогии ищите игрушки по величине, длине, узору на них и прочее.
В игре «Парные картинки» среди разных изображений предметов обихода малыш должен найти такой же, какой вы положите перед ним на столе.
Важно помнить
- До трёх лет внимание ребёнка неустойчиво. Это зависит от физиологических и индивидуальных особенностей. Избегайте переутомления малыша, разнообразьте его деятельность новыми игровыми моментами.
- В этом возрасте дошкольнику трудно удержать во внимании более 2-3 предметов одновременно. Сначала рассмотрите картинку, а после этого читайте текст в книжке.
- Переключать своё внимание быстро – непростая задача, поэтому используйте игровые формы: просьбу любимой игрушки, воображаемого существа.
Этапы развития внимания от 3 до 7 лет
К 4-5 годам объём внимания значительно увеличивается. Достаточно вспомнить о большом количестве героев, каждого из которых пятилетка назовёт по имени, объяснит их миссию в мультфильме.
Игры «Угадай, кого или чего не стало?» и «Что изменилось?» , которые полезны для развития памяти, отлично развивают и внимание.
В 5-6 лет полезно выполнять задания, в которых ребёнок будет заштриховывать круг, квадрат и прямоугольник (нарисованные на листе в разном порядке) определённым образом: сверху вниз, слева направо, по диагонали или ставить знаки «плюс», «минус», «равно».
Для тренировки переключения внимания играйте в «Троеборье». Давайте пятилетке цепочку разнообразных заданий и видов деятельности. Допустим, спеть песенку, полить комнатные растения, нарисовать что-то.
В игре «По порядку» нарисуйте алгоритм (на каждой карточке отдельное действие) мытья рук, одевания и т.п. повседневных дел, которые ребёнок должен выложить по порядку или найти ошибку в цепочке.
В игре «Хлопки» участники идут по кругу, на один хлопок они изображают аиста (стойка на ноге), на два хлопка – лягушку (прыжки с упором рук о пол), на три – рака (повернуться спиной и продолжать движение вперёд).
Кстати, утренняя гимнастика отлично справляется с этой задачей как и игры, знакомые родителям из собственного детства: «Летает - не летает», «Съедобное-несъедобное», «Светофор».
В 6-7 лет развивайте произвольное внимание. Оно позволяет ребёнку выполнять действия, не вызывающие у него яркий отклик. А ещё оно обязательно пригодится в школе.
В игре «Пожалуйста» дети выполняют только те действия, которые ведущий сопровождает вежливым словом («Пожалуйста, сделайте три шага вправо»).
Игра «Радио» вызывает невероятный отклик у семилеток. В большой компании поставьте руки рупором и произнесите: «Внимание-внимание, в нашем торговом центре разыскивается ребёнок. На голове у этой девочки были… две косички. Одета она была в юбку… розового цвета…» (Следует перечислять признаки, которые встречаются у большинства детей, а затем те, что отличают этого участника от других). Дети начинают оглядываться, подмечать детали в одежде, а затем все вместе находят «пропавшего» ребёнка.
В игре «Кто пропал?» попросите всех закрыть глаза, коснитесь одного игрока рукой, чтобы он спрятался. Кто первым отгадает пропавшего, становится водой.
В игре «Флаги» ведущий произносит текст, поочерёдно поднимая вверх флаги разного цвета:
Флаг я красный подниму, вас потопать попрошу
Флаг я синий подниму, вас похлопать попрошу.
Белый флаг – мы все молчим,
Жёлтый – все «Ура!» кричим.
После этого в хаотичном порядке поднимаются флаги, а дети выполняют действия согласно правилам.
В игре «Да» и «нет» не говорить, чёрный с белым не носить», взрослый задаёт вопросы, всячески провоцируя ребёнка нарушить правила, озвученные в начале игры.
Если к началу школы у ребёнка есть проблемы с концентрацией и вниманием, не расстраивайтесь. Эти игры помогут исправить ситуацию, тем более, дошкольники всегда охотно подхватывают весёлые идеи взрослых.
Развивайтесь правильно!
Фото: Legion-Media.ru.