Детский страх перед выступлениями - это хорошая возможность для родителей начать вместе с ребенком учиться быть героями сцены. Пусть даже приходится всего лишь выступать на утреннике, страхи от этого не меньше. Очень часто на разнообразных детских утренниках в дошкольных учреждениях можно наблюдать следующую картину. Детишки по порядку друг за другом выходят в центр зала и декламируют нехитрые четверостишия. Но в какой-то момент плавность ритма нарушается из-за одного малыша. Оказавшись в центре зала, он сразу же теряет дар речи и на все уговоры воспитателей не отзывается. Причём, чем интенсивнее воспитатели уговаривают, а родители поддерживают аплодисментами, тем упрямее ребёнок молчит. В итоге он, вконец измученный, возвращается на свой стульчик, а утренник продолжается дальше. Можно не сомневаться, что малыш добросовестно учил стишок и не раз рассказывал его воспитателям и маме, но в большом зале, в торжественной обстановке и, самое главное, перед незнакомой публикой – растерялся. Выступление перед публикой, как известно, вызывает некоторое волнение даже у взрослых людей. Пожалуй, только профессиональные актёры и ведущие различных мероприятий не испытывают тревоги перед большой аудиторией. Также и малыши перед утренником переживают и находятся в радостном и беспокойном настроении, что может отразиться на их выступлении. Некоторые ребята забыли в танце «снежинок» поднять ручки, другие произносят не те слова в сценке. Все эти милые ошибки вызывают у зрителей скорее чувство умиления, нежели огорчение. Да и большинство детишек сразу же забывают об этих досадных мелочах. Совсем иначе воспринимает ситуацию тревожный и чувствительный малыш. Любой свой недочёт или ошибку он представляет как катастрофу и ещё более замыкается в себе. Для таких детей выступление перед публикой превращается в настоящую пытку. Каковы бы ни были причины излишней робости малыша, будь то слишком строгое воспитание в семье или особенности характера, в любом случае нужно помочь ребёнку преодолеть трудности, связанные с публичными выступлениями на утренниках в детском саду, в школе на уроке и т.д. В первую очередь важно создать благоприятную психологическую обстановку в семье. Нужно позволить малышу свободно выражать свои мысли, предлагать свои решения, пусть даже не совсем верные.Шаг первый: уменьшите свою требовательностьЕсли малыша часто одёргивают, дают постоянные строгие инструкции по поводу его деятельности, то тревожный ребёнок, не имея возможности выразить свои чувства и эмоции, вынужден вырабатывать свои механизмы защиты. Т.е. ребёнок «закрывается» от окружающих его близких, формируя собственный мир образов и представлений. При этом контактировать с незнакомыми ему людьми, а тем более выступать перед публикой, для такого ребёнка становится очень затруднительно.Я часто видела, как мама требовала от пятилетней Насти, чтобы та обязательно здоровалась со всеми знакомыми ей взрослыми. Девочка при каждой встрече с очередной тётенькой смущённо краснела и не могла выдавить из себя ни звука. Мама возмущалась и порицала Настю. Такая сцена повторялась очень часто. Но когда мама за разговорами просто забыла напомнить Насте о её «обязанностях здороваться с каждой знакомой тётенькой», я увидела настоящее чудо. Настя, наблюдая за тем, как оживлённо мама беседует, негромко сказала «Здравствуйте» мимо проходящей женщине.В качестве одного из способов повышения самооценки и уверенности в своих силах ребёнка можно выбрать совместную разработку и проведение «семейных утренников». Мама и ребёнок вместе готовят сценарий праздника, декорации, а также вместе участвуют в утреннике. У ребёнка трудности с координацией движений? Любые танцевальные движения даются ему с трудом? Смело выдумывайте движения под понравившееся музыкальное сопровождение и разучивайте их вместе с ребёнком. Естественно, без строгой критики и поучений, но с мотивацией к положительному результату. Ваш ребёнок любит волшебные сказки? Попробуйте осуществить свою собственную постановку любого литературного произведения – от «Курочки Рябы» до «Кота в сапогах». Совместное изготовление декораций доставит массу положительных эмоций ребёнку. Чтобы заучивание реплик не было слишком утомительным занятием, их можно значительно упростить соответственно возрасту ребёнка. Также вместе репетируйте слова героев пьесы, не забывая каждой реплике придать свой эмоциональный окрас. Хотите, чтобы ваш ребёнок без труда рассказал стихотворение? Выучить стишок на утренник может практически любой ребёнок, даже малыш младшей группы детского сада. Но вот рассказать хорошо, т.е. понятно, громко, «с выражением» получается не у всех, тем более у робких малышей. Выбрав стихотворение, начинайте разучивать его вместе с ребёнком. Затем попросите малыша послушать ваше чтение наизусть. Далее, ребёнок должен сам подсказывать вам (ведь маме можно и забыть стишок). И только после этого пусть малыш сам расскажет вам стихотворение.Ваш «семейный утренник» готов? Приглашайте для просмотра папу! Пусть он пока будет вашим единственным зрителем, зато каким благодарным! Ему наверняка очень понравится ваше совместное выступление. После дебюта можете отправляться на гастроли по родственникам, не забудьте прихватить декорации. В самом конце вашего «тура» можно пригласить домой знакомых детишек с мамами и папами, и теперь уже им показать ваше совместное с ребёнком выступление. Такое поэтапное «привыкание» к различным аудиториям (от самых близких родственников до большого количества просто знакомых людей) поможет ребёнку избавиться от излишней тревожности во время любых выступлений.Также хорошим выходом из травмирующей ребёнка ситуации одиночного выступления может стать предварительная беседа с воспитателем о подготовке утренника. Дошкольный педагог может поручить рассказать одно стихотворение сразу двоим и даже троим ребятишкам, при этом каждый из них продекламирует свои строчки. В компании товарищей робкому малышу будет гораздо легче выйти в центр зала и произнести заветные строчки. В младшем школьном возрасте у робких детей также могут возникнуть трудности при выступлении перед классом. Причём существенной разницей в восприятии могут оказаться такие ситуации как ответ с места, ответ у доски или даже письменная работа. Если ребенок все письменные задания выполняет только на пятёрки, а при ответе с места часто молчит, то стоит подумать о том, чтобы не затягивать с решением проблемы публичных выступлений. Ведь никто не хочет, чтобы такое поведение закрепилось и стало привычным для ребёнка.Найти выход из проблемной ситуации можно попытаться совместно с учителем, который поддержит ребёнка в ответственной ситуации. При подготовке очередного доклада, например, по предмету «окружающий мир», позвольте ребёнку (предварительно согласовав ваше решение с учителем) самому выбрать интересующую его тему. Лучше, если доклад будет включать невербальные элементы, т.е. практические опыты или демонстрацию каких-либо слайдов и фото. Причём составить доклад нужно так, чтобы по возможности все ученики проявили интерес к нему. Осуществить выступление, сделав акцент именно на практическую часть работы, которая и должна привлечь внимание всего класса, будет гораздо легче для ребёнка. Положительным эффектом станет для докладчика обсуждение его работы после урока. Одобрение класса придаст уверенность в себе и послужит хорошим началом последующих выступлений.Также для снятия тревожности перед выступлением ребёнка на уроке можно предложить «проговаривание ситуации», то есть обсуждение всех тонкостей предстоящего события. При этом можно вспомнить прошедшие удачные выступления школьника, а также и не слишком удачные. Важно обратить внимание ребёнка на то, что опыт, как положительный, так и отрицательный, всегда полезен. Уместно будет рассказать ребёнку о своих попытках удачных выступлений во время учёбы в школе и завершить обсуждение каким-нибудь весёлым случаем из школьной жизни.Известно, что каждый ребёнок имеет свои уникальные способности к какой-либо деятельности. Некоторые девочки и мальчики замечательно танцуют, другие прекрасно исполняют песни, а третьи молниеносно решают логические задачи. Очень важно, чтобы любое из выбранных ребёнком занятий доставляло ему радость, а также не было чересчур утомительным. Иногда родители сами делают выбор в пользу того или иного занятия за ребёнка, при этом совершенно не интересуясь его пожеланиями. Особенно такой воспитательный подход травмирует робких и чувствительных детишек. Между тем излишняя тревожность, безусловно, причиняет неудобства и ребёнку, и его родителям. Поэтому и мамам и папам необходимо приложить все свои усилия, чтобы помочь ребёнку. Главное при этом – не путать желания ребёнка со своими когда-то не реализованными желаниями.