Боремся со страхом: пять простых шагов
Боремся со страхом: пять простых шагов
Очень часто на разнообразных детских утренниках в дошкольных учреждениях можно наблюдать следующую картину. Детишки по порядку друг за другом выходят в центр зала и декламируют нехитрые четверостишия. Но в какой-то момент плавность ритма нарушается из-за одного малыша. Оказавшись в центре зала, он сразу же теряет дар речи и на все уговоры воспитателей не отзывается. Причём, чем интенсивнее воспитатели уговаривают, а родители поддерживают аплодисментами, тем упрямее ребёнок молчит. В итоге он, вконец измученный, возвращается на свой стульчик, а утренник продолжается дальше.
Можно не сомневаться, что малыш добросовестно учил стишок и не раз рассказывал его воспитателям и маме, но в большом зале, в торжественной обстановке и, самое главное, перед незнакомой публикой – растерялся.
Выступление перед публикой, как известно, вызывает некоторое волнение даже у взрослых людей. Пожалуй, только профессиональные актёры и ведущие различных мероприятий не испытывают тревоги перед большой аудиторией. Также и малыши перед утренником переживают и находятся в радостном и беспокойном настроении, что может отразиться на их выступлении. Некоторые ребята забыли в танце «снежинок» поднять ручки, другие произносят не те слова в сценке. Все эти милые ошибки вызывают у зрителей скорее чувство умиления, нежели огорчение. Да и большинство детишек сразу же забывают об этих досадных мелочах.
Совсем иначе воспринимает ситуацию тревожный и чувствительный малыш. Любой свой недочёт или ошибку он представляет как катастрофу и ещё более замыкается в себе. Для таких детей выступление перед публикой превращается в настоящую пытку.
Каковы бы ни были причины излишней робости малыша, будь то слишком строгое воспитание в семье или особенности характера, в любом случае нужно помочь ребёнку преодолеть трудности, связанные с публичными выступлениями на утренниках в детском саду, в школе на уроке и т.д. В первую очередь важно создать благоприятную психологическую обстановку в семье. Нужно позволить малышу свободно выражать свои мысли, предлагать свои решения, пусть даже не совсем верные.
Шаг первый: уменьшите свою требовательность
Если малыша часто одёргивают, дают постоянные строгие инструкции по поводу его деятельности, то тревожный ребёнок, не имея возможности выразить свои чувства и эмоции, вынужден вырабатывать свои механизмы защиты. Т.е. ребёнок «закрывается» от окружающих его близких, формируя собственный мир образов и представлений. При этом контактировать с незнакомыми ему людьми, а тем более выступать перед публикой, для такого ребёнка становится очень затруднительно.
Я часто видела, как мама требовала от пятилетней Насти, чтобы та обязательно здоровалась со всеми знакомыми ей взрослыми. Девочка при каждой встрече с очередной тётенькой смущённо краснела и не могла выдавить из себя ни звука. Мама возмущалась и порицала Настю. Такая сцена повторялась очень часто. Но когда мама за разговорами просто забыла напомнить Насте о её «обязанностях здороваться с каждой знакомой тётенькой», я увидела настоящее чудо. Настя, наблюдая за тем, как оживлённо мама беседует, негромко сказала «Здравствуйте» мимо проходящей женщине.