Опубликовано 13 августа 2012, 00:00

Алла Трутненко: "Английский для маленьких детей – the more the better"

Есть мнение, что уроки английского для дошкольников – всего лишь модная игра, но никак не реальная возможность по-настоящему выучить язык. А может, не стоит ждать наступления школьного возраста, а начать учить английский прямо сейчас? Преподаватель английского языка с 38-летним стажем Алла Николаевна Трутненко уверена - для изучения иностранного языка нет ограничений по возрасту. Специально для "Летидор" она ответила на вопросы тех родителей, кто решил заниматься английским языком со своими малышами.
Алла Трутненко: "Английский для маленьких детей – the more the better"

Алла Трутненко: "Английский для маленьких детей – the more the better"

Мода на изучение английского языка «с пеленок» появилась несколько лет назад. И до недавних пор у меня было твёрдое предубеждение: уроки английского для дошкольников – всего лишь модная игра, но никак не реальная возможность по-настоящему выучить язык. Вот дети из билингвальных семей, думала я, – это да: они постоянно слышат иностранную речь от одного из родителей и в результате осваивают два, а в некоторых случаях и три языка.

Но ребенок, который живет в русскоязычной среде, все равно не может успешно погрузиться в новую для него языковую среду. Поэтому для своего сына я выбрала такую тактику: не стала настаивать на раннем обучении, а решила дождаться сознательного возраста 6-7 лет, чтобы начать с ним изучение иностранного языка.

Сын знает, что я занимаюсь английским языком со школьниками, поэтому часто слышит в доме иностранную речь. Но если раньше он нервничал, услышав непонятное ему слово, то к 4 годам у него проснулся внезапный интерес: а как будет по-английски «спасибо», «цветок», а что значит «good morning»?

И я подумала: может, не стоит ждать наступления школьного возраста, а начать учить английский прямо сейчас? Озадаченная этим вопросом, я специально встретилась с учителем-мастером, преподавателем английского языка с 38-летним стажем, отличником народного просвещения РФ, заслуженным учителем Республики Башкортостан – Аллой Николаевной Трутненко , которая уверена: английский для маленьких детей хорошо развивает и полезен. Специально для "Летидор" она ответила на вопросы тех родителей, кто решил заниматься английским языком со своими малышами.

Алла Николаевна Трутненко

Алла Николаевна Трутненко

– Есть ли оптимальный возраст для начала изучения английского языка?

– В 3-4 года уже вполне можно начинать погружать ребенка в мир иностранных слов. Не нужно бояться того, что в этом возрасте дети не выговаривают некоторые звуки: мы делаем акцент не на чистоте речи, а на привыкании к иностранному языку и накоплении материала.

Английский для совсем маленьких детей осваивается в процессе игры в новые слова. С детьми постарше изучение уже может быть более направленным. Так, перед поездкой за границу вы можете сказать ребенку: «Скоро мы приедем на море, пойдем в кафе, где захотим заказать что-нибудь вкусное. Но в другой стране на нашем языке не говорят, поэтому давай узнаем, как по-английски звучат слова «мороженое», «салат», «сок», и поиграем: я - официант, а ты – посетитель».

– Значит, никакой грамматики, алфавита с малышами проходить не нужно?

– Ни грамматики, ни алфавита. В английском языке есть четыре кита – listening, speaking, reading, writing. Пока ребенок еще не умеет читать на родном языке, не нужно сбивать его, демонстрируя иностранные буквы. Так в его голове может произойти настоящая путаница. В этом возрасте важнее всего два первых кита – слушание/слышание и говорение. При такой схеме изучение иностранного языка будет похоже на освоение родного языка: дети слышат родную речь вокруг себя и постепенно овладевают ею. Так происходит и с английским. Это называется – устное опережение.

Чем больше иностранной речи слышит ребенок даже в фоновом варианте, тем лучше для него. Например, вы регулярно ставите диск с английскими песнями в машине, включаете телевизор, когда идёт англоязычная передача для детей. Ребёнок играет, занимается своими делами, но в это время работают пассивные методы изучения. Доказано, что слушание и слышание иностранной речи гарантирует ребёнку в будущем лучшую успеваемость. Используйте иностранные фразы в повседневной речи, показывайте детям мультфильмы на языке оригинала, слушайте с ним песни на иностранном языке.

– Каких реальных результатов можно ждать от занятий с дошкольниками?

– Во-первых, освоения лексики по определенной тематике: «звери», «мой дом», «игрушки» и т.п. Во-вторых, употребления в речи минимальных фраз: «I see», «I want», «Give me an apple». Но, самое главное, – принятия иностранной речи.

Конечно, все индивидуально. Если ребенок рано научился читать и писать на родном языке, примерно через полгода можно подключать чтение и письмо на английском. Тогда же можно начинать объяснять и простые грамматические конструкции. Все это тоже делается на фоне игры и применительно к ситуации: вы гуляете в парке и по очереди с ребенком указываете на знакомые предметы: it is a flower, it is a bench, it is a tree.

И в какой-то момент делаете вид, что не расслышали ребенка. «Is it a tree?» – спрашиваете вы. По интонации и новому звучанию ребенок понимает: что-то изменилось во фразе, он легко догадывается, что вы задали ему вопрос. Вот тогда уже можно начертить на песке или мелом на асфальте, как is, брат глагола to be, любит перепрыгивать вперед, чтобы задать вопрос. Восприятие любой информации должно быть осознанным. А знания накапливаются, как снежный ком.

– Игра у детей, конечно, на первом месте?

– На первом и самом главном. К примеру, приходят малыши на своё первое занятие. Я объявляю, что от нас спрятались все игрушки и предлагаю детям найти их. Мальчики кладут найденные игрушки на один стол, девочки – на другой. Мы начинаем вместе считать, кто собрал больше игрушек. «Let’s count!» – зову я детей к столу. One, two, three… – дети очень любят повторять, особенно 3-4-летние. На этом желании повторять и строится урок. При этом постоянно происходит смена деятельности: песни, стишки, игры, конкурсы – все, чтобы от нас не ускользнуло детское внимание.

– А стеснительные дети? Как быть с ними? Английский для маленьких детей не подойдет в этом случае?

– Конечно, многое зависит от личностных особенностей ребёнка. Кто-то услышит фразу дважды и уже начинает ее повторять, а кому-то нужно двадцать, тридцать раз услышать слово, чтобы произнести его. Бывает, малыш тихо сидит на уроке и не хочет повторять считалку вместе со всеми. Но его интерес при этом не пропадает: он слушает, но пока просто молчит. Значит, нужно дать ему время, чтобы он смог раскрепоститься. Некоторые дети сначала пассивно наблюдают и лишь потом начинают с удовольствием говорить.

– Какова длительность занятий с дошкольниками?

В 3-4 года достаточно 20 минут занятий по 3 раза в неделю. В 5-6 лет – 25 минут 3 раза в неделю. В 6-7 лет – 30 минут 2-3 раза в неделю. При этом, если вы выбираете формат «два занятия в неделю», обязательно включайте дома диск с пройденным материалом, чтобы дети повторно слышали то, что было на занятии. Считается, что без практики пройденный материал забывается через 36 часов.

Есть в английском языке волшебное слово – drill. Дословно – «бурение, сверление». Но в изучении языка оно обозначает практику, отработку, тренировку. Так вот, отработка пройденного – важнее всего. На объяснение материала тратится всего 2% времени учителя, остальные 98% – это drill.

– Могут ли родители со школьно-институтским уровнем языка сами заниматься с детьми или все же лучше довериться специалисту?

– Если родители чувствуют себя компетентными, то, конечно, да. Выберите одно-два пособия, почитайте отзывы о них, изучите методику. Есть несомненные, авторитетные классики отечественной методики преподавания английского языка: Верещагина, Голицынский, Богородицкая. Но не стоит игнорировать и иностранные пособия, хотя обращаться с ними нужно очень осторожно.

Практически все зарубежные пособия предыдущих поколений не были ориентированы на преподавание языка как иностранного. Это хорошо видно по учебникам для школьников. Например, в начале параграфа дается текст по новой теме, и ученику сразу предлагается его прочесть. Но в тексте много (около 50%) незнакомой ребенку лексики. Он эти слова не слышал, не произносил, не практиковался в их использовании. А значит, чтение такого текста будет бесполезным, и задания ребенок выполнит для галочки. Учитель поможет перевести текст, но через несколько уроков ребенок уже не вспомнит, о чем шла речь.

Пособия нового поколения обращают на это больше внимания и предлагают сначала изучить активный словарь, выполнить упражнения на отработку новой лексики, а уже потом читать тексты. Таким образом, восприятие информации становится совсем другим, возрастает продуктивность занятия.

– Что должны знать родители о курсах по раннему обучению иностранному языку и о преподавателях, которым они доверят своих детей?

– Рекомендую одно: поприсутствовать на занятии. Настоящий профессионал вам в этом никогда не откажет. Более того, он заинтересован в родительском участии, чтобы сломать барьеры недоверия или опасения. Такой педагог понимает, что родитель должен увидеть, владеет ли учитель детской аудиторией, умеет ли переключать внимание, какова активность участия его ребенка в занятии. Если все же возникнет речь о нежелательном присутствии родителей на занятии, лучше отказаться от таких уроков.

– Часто родители приглашают репетиторов, даже когда дети уже начали учиться в школе и вроде бы проблем с успеваемостью нет. Вы за дополнительные занятия, или можно обойтись лишь школьной программой?

– Только «за». В школу приходят дети с разным уровнем подготовки. И тому, у кого этот уровень выше, может быть просто скучно на уроках, поэтому дополнительные занятия поддержат у таких детей интерес к языку. Да и принцип в изучении иностранного языка очень простой: the more – the better (чем больше, тем лучше).

Читайте также:
Дети-билингвы
Как сохранить русский язык у детей за границей

Ясли и детский сад на четырех языках