Делимся мнениями родителей и экспертов о том, как правильно говорить с ребенком о войне, не травмируя его психику. Отношение к прошлому напрямую определяет наше настоящее и будущее, поэтому обходить с детьми тему войны неправильно. Говорить о войне важно и необходимо. Как это делать — большой и сложный вопрос. Чтобы ответить на него, мы обратились к экспертам — учителям, журналистам, общественным деятелям, а по совместительству мамам и папам — и узнали, что они рассказывают своим детям (или ученикам) о Второй мировой и Великой Отечественной войнах, как объясняют, что вся страна празднует 9 Мая. Тамара Натановна Эйдельман, учитель истории, преподаватель лектория «Прямая речь»Во-первых, я бы объяснила, что праздновать совершенно нечего. Окна моей квартиры выходят на Поклонную гору, и когда 9 мая я вижу гуляния развеселых людей, девиц в пилотках и все остальное, что здесь творится, у меня возникает ощущение кощунства. 9 мая — не праздник, а день скорби и поминовения тех, кто погиб на войне: прадедушек и прабабушек нынешних детей. Важно, чтобы молодое поколение это понимало. Рассказывать никакие подробности маленьким детям не стоит, но эту мысль они вполне усвоят.Ясно, что просто физически невозможно описать все, что происходило во время войны. Но если мы будем опускать многие тяжелые моменты, замалчивать что-то, то породим в детях неверие в подвиг советского народа. Они почувствуют фальшь и ничего не поймут. Когда мы готовимся к экзамену по истории в школе, приходится много времени уделять датам, именам. Это важные вещи, и ученики должны их знать, но куда важнее, чтобы они осознавали, что война — это ужасно. Это не фейерверк, а трудная работа. И рядом с жестокостью, грязью, кровью и проявляется удивительный подвиг людей. Когда детям просто говорят: «Ваши предки совершили великий подвиг» — это пустые слова, они девальвируются моментально. В них излишний пафос. На мой взгляд, когда мы скатываемся в него, это провал. Станислав Кучер, журналист, отец двух дочерейЛучшее, что я могу сделать, — это пробудить у своих дочерей интерес к истории в принципе, к событиям XX века, к истории Второй мировой войны и Великой Отечественной, в частности.Например, рассказать, что мир — это большая деревня, а страна — один из домов в ней. Что твои соотечественники — это как семья, в которой ТЫ родился и рос, а иностранцы — как соседи, хорошие и плохие, без которых невозможно представить жизнь ни одной семьи. Хочешь быть здоровым — узнай, чем и почему болели твои родные, хочешь быть счастливым — пойми, как и почему стали счастливыми или несчастными твои родители. Хочешь, чтобы у тебя было много друзей, — разберись, как твои близкие строили отношения с соседями.Причинно-следственные связи никто не отменял, твое будущее и настоящее неразрывно связаны с твоим прошлым — со старшей дочкой мы уже об этом говорили, она это понимает, очень много читает и, уверен, когда ей станет интересно, прочтет много всего разного и про Вторую мировую войну. Своей главной задачей, повторю, я вижу пробуждение интереса. Вторая задача (и для ее решения тоже не надо быть ни историком, ни журналистом) — объяснить, что потомки и победителей, и побежденных так часто и много врут, что информацию лучше всею черпать из свидетельств очевидцев событий.Например, о моих бабушках — Ольге Ивановне и Екатерине Семеновне, которым в том году исполнилось бы ровно 100 лет. Бабушка Оля всю войну трудилась в тылу, она сама выучила азбуку Морзе, хотела стать разведчицей, просилась на фронт — но ее не пустили, потому что за два года до войны как иностранный агент был расстрелян ее двоюродный брат, военный летчик‚ герой войны в Испании, доброволец, исполнитель одного из первых таранов. И бабушка Оля так и не смогла простить этого ни Сталину, ни партии, хоть и называла себя до конца жизни беспартийной большевичкой.Не меньше историй и про бабушку Катю, которая выжила в блокадном Ленинграде (а потом дошла до Австрии и закончила войну командиром санитарного батальона в Вене). Но в партию ее, кстати, тоже не приняли, потому что ее сын — мой отец — родился вне брака. А мой дед — пограничник-орденоносец — до конца жизни писал письма всем генсекам с просьбой его простить за «аморалку» (при том, что с бабушкой они прожили всю жизнь душа в душу, родив на свет, помимо моего отца, еще и двух моих теть). Уже для наших детей эта Великая Война — ненамного ближе, чем для нас Первая мировая. Это нормально, а если хорошо подумать, просто здорово.Вот примерно так я говорю и буду говорить со своими дочками о войне. И ни в коем случае не буду их стыдить, если они посреди разговора скажут: «А расскажи лучше про то, как ты играл в индейцев!» Интерес к истории не может быть навязан. Только пробужден. Ольга Константиновна Громова, писатель, автор книг «Сахарный ребенок» и «Вальхен»Мне представляется, что идеальный вариант познакомить ребенка с темой — показать ему зарисовки из жизни: что было на фронте, что в тылу. В детстве мы зачитывались коротенькими рассказами Сергея Алексеева о разных войнах, в том числе Великой Отечественной. И эти рассказы запомнились, потому что были яркими, четкими, картиночными. Хотя на самом деле, это почти сказки: романтизация боев и несокрушимая армия. А о войне всё-таки нужно говорить как о страшном и ненормальном для человека явлении.Подходящая книга для разговора о войне с младшими школьниками — сборник рассказов Станислава Олефира «Когда я был маленьким, у нас была война». Там нет великих подвигов, наступлений, побед, но есть истории о том, как страшно детям в войну и как они при этом живут своей в общем-то очень детской жизнью. Можно выбирать маленькие отрывки из книги «Письма с фронта» и читать детям о том, что чувствовали солдаты перед боем, как им не хотелось умирать.Для ребят чуть постарше (от 10-12 лет) есть совершенно потрясающая книга Ольги Колпаковой «Полынная елка». Помимо того, что это история высылки немцев с юга России на Алтай, там много описаний жизни тыла военных времён — истории одна другой сильней. На фоне нынешних фанфар и парадов, важно вложить в головы молодого поколения, что война — это не «ура, войнушка» и не «ура, мы всех победили».И идеальный формат для рассказа об этом — коротенькие картинки из жизни, а не общие слова о том, как всех побеждала героическая армия. Победа важна, но важнее помнить её цену. Ну а для старших сейчас много хороших, честных современных книг о войне, как русских, так и переводных.Тутта Ларсен, телеведущая, мама троих детейЯ считаю, что об этих событиях ребенку рассказывать надо, даже если он не очень ими интересуется. Это важная часть его истории, идентификации — культурной и национальной. Мы должны помнить о таких войнах, чтобы они не повторялись. Единственное, необходимо подбирать информацию, подходящую ребенку по возрасту. В 12 лет я нечаянно посмотрела фильм Элема Климова «Иди и смотри» — меня это очень травмировало. С тех пор я с трудом смотрю кино о войне, хотя эта тема меня волнует.Сомневаюсь, что есть хотя бы одна семья, в которой не было тех, кто ушел на фронт или героически трудился в тылу. Ими надо гордиться. Насчет парада у меня двойственное впечатление. Как житель Москвы я ежегодно страдаю от пробок, перекрытий дорог во время репетиций 9 мая. Но я вижу, с каким восторгом мои дети смотрят парад по телевизору: это красиво, эффектно. Другое дело, что классно было бы, если парады поддерживались другими благими делами: чтобы о войне мы вспоминали не только раз в году, а ветераны всех войн получали своевременную поддержку. Если говорить о массовых событиях, связанных с памятью о нашей великой победе, мне гораздо больше нравится акция «Бессмертный полк». Все-таки парад — это действо, которое в 99% случаев ты можешь посмотреть только по телевизору и которому предшествуют большие проблемы с трафиком в Москве. А «Бессмертный полк» — это акция, в которой может участвовать каждый.Екатерина Бек, навигатор образования и мама троих детейДетям обязательно надо рассказывать о той войне. Извините за банальность, чтобы этого просто больше никогда не повторилось. Мне кажется, любой ребенок рано или поздно задаст вопрос по этой теме. Информация до сих пор витает в воздухе, память о войне проявляется в наших родителях, бабушках и дедушках. Сложно избежать информации о ВОВ, если ты живешь в России. Только, наверное, если из дома не выходишь и ни с кем не общаешься. Самый короткий путь рассказать ребенку о войне — через личные истории членов семьи. С фотографиями, конечно. Мои дети возвращаются к обсуждению ВОВ снова и снова, то есть это не за один раз происходит. А еще они очень хотят быть уверены, что это не повторится. И здесь я рассказываю про то, что было после войны. И почему с тех пор таких огромных трагических войн больше не было. И, как надеюсь, не предвидится.Это день памяти, а не карнавал. Мне неприятно наблюдать эту выхолощенную героику и потрясание оружием. Для меня пышные празднества выглядят как спекуляция на теме ВОВ. Эти бюджеты можно было бы потратить совсем по-другому, на тех же участников войны, которые еще живы… Получилось бы менее пафосно, конечно, но зато более человечно. Ирина Слуцкая, российская фигуристка, депутат Московской областной думы, многодетная мамаКонечно, с ребенком надо говорить о том, что было в Великую Отечественную войну: как отважно и храбро наши предки сражались за Родину, как им было страшно, вспоминать о подвигах.Я не сталкивалась с тем, чтобы события Великой Отечественной не вызывали у детей интереса. Наверное, все зависит от того, кто рассказывает и как рассказывает. Если приводить сухие факты, то ребенка не заинтересуешь. Поэтому надо обратиться к истории своей семьи, вспомнить, что лично для ваших дедушек и бабушек значила та война. Малышам можно показывать мультфильмы, картинки о войне, с детьми постарше смотреть серьезные фильмы. Со своими детьми я делюсь историями, которые слышала из первых уст — от ветеранов, работников тыла — а также тем, что рассказывали мои дедули-бабули. Если родителям сложно понять и объяснить события ВОВ, то можно обратиться к книгам. Фото: Depositphotos Главный редактор «Летидора» Ксения Краснова воспитывает… родителей! Как? Смотрите TikTok!