9 Мая — не праздник, а день скорби: как рассказывать детям о войне
© Depositphotos
Отношение к прошлому напрямую определяет наше настоящее и будущее, поэтому обходить с детьми тему войны неправильно.
Говорить о войне важно и необходимо. Как это делать — большой и сложный вопрос.
Чтобы ответить на него, мы обратились к экспертам — учителям, журналистам, общественным деятелям, а по совместительству мамам и папам — и узнали, что они рассказывают своим детям (или ученикам) о Второй мировой и Великой Отечественной войнах, как объясняют, что вся страна празднует 9 Мая.
Тамара Натановна Эйдельман, учитель истории, преподаватель лектория «Прямая речь»
Во-первых, я бы объяснила, что праздновать совершенно нечего. Окна моей квартиры выходят на Поклонную гору, и когда 9 мая я вижу гуляния развеселых людей, девиц в пилотках и все остальное, что здесь творится, у меня возникает ощущение кощунства.
9 мая — не праздник, а день скорби и поминовения тех, кто погиб на войне: прадедушек и прабабушек нынешних детей. Важно, чтобы молодое поколение это понимало. Рассказывать никакие подробности маленьким детям не стоит, но эту мысль они вполне усвоят.
Во-вторых, надо говорить правду.
Ясно, что просто физически невозможно описать все, что происходило во время войны. Но если мы будем опускать многие тяжелые моменты, замалчивать что-то, то породим в детях неверие в подвиг советского народа. Они почувствуют фальшь и ничего не поймут. Когда мы готовимся к экзамену по истории в школе, приходится много времени уделять датам, именам. Это важные вещи, и ученики должны их знать, но куда важнее, чтобы они осознавали, что война — это ужасно. Это не фейерверк, а трудная работа. И рядом с жестокостью, грязью, кровью и проявляется удивительный подвиг людей.
Когда детям просто говорят: «Ваши предки совершили великий подвиг» — это пустые слова, они девальвируются моментально. В них излишний пафос. На мой взгляд, когда мы скатываемся в него, это провал.
Станислав Кучер, журналист, отец двух дочерей
Лучшее, что я могу сделать, — это пробудить у своих дочерей интерес к истории в принципе, к событиям XX века, к истории Второй мировой войны и Великой Отечественной, в частности.
Я могу объяснить, почему знать историю страны и мира важно.
Например, рассказать, что мир — это большая деревня, а страна — один из домов в ней. Что твои соотечественники — это как семья, в которой ТЫ родился и рос, а иностранцы — как соседи, хорошие и плохие, без которых невозможно представить жизнь ни одной семьи.
Хочешь быть здоровым — узнай, чем и почему болели твои родные, хочешь быть счастливым — пойми, как и почему стали счастливыми или несчастными твои родители. Хочешь, чтобы у тебя было много друзей, — разберись, как твои близкие строили отношения с соседями.
Причинно-следственные связи никто не отменял, твое будущее и настоящее неразрывно связаны с твоим прошлым — со старшей дочкой мы уже об этом говорили, она это понимает, очень много читает и, уверен, когда ей станет интересно, прочтет много всего разного и про Вторую мировую войну.
Своей главной задачей, повторю, я вижу пробуждение интереса. Вторая задача (и для ее решения тоже не надо быть ни историком, ни журналистом) — объяснить, что потомки и победителей, и побежденных так часто и много врут, что информацию лучше всею черпать из свидетельств очевидцев событий.
Что еще я могу сделать? Еще я могу рассказывать истории из жизни нашей семьи.
Например, о моих бабушках — Ольге Ивановне и Екатерине Семеновне, которым в том году исполнилось бы ровно 100 лет. Бабушка Оля всю войну трудилась в тылу, она сама выучила азбуку Морзе, хотела стать разведчицей, просилась на фронт — но ее не пустили, потому что за два года до войны как иностранный агент был расстрелян ее двоюродный брат, военный летчик‚ герой войны в Испании, доброволец, исполнитель одного из первых таранов. И бабушка Оля так и не смогла простить этого ни Сталину, ни партии, хоть и называла себя до конца жизни беспартийной большевичкой.
Не меньше историй и про бабушку Катю, которая выжила в блокадном Ленинграде (а потом дошла до Австрии и закончила войну командиром санитарного батальона в Вене). Но в партию ее, кстати, тоже не приняли, потому что ее сын — мой отец — родился вне брака. А мой дед — пограничник-орденоносец — до конца жизни писал письма всем генсекам с просьбой его простить за «аморалку» (при том, что с бабушкой они прожили всю жизнь душа в душу, родив на свет, помимо моего отца, еще и двух моих теть).
Уже для наших детей эта Великая Война — ненамного ближе, чем для нас Первая мировая. Это нормально, а если хорошо подумать, просто здорово.
Для того наши деды и воевали, чтоб их правнуки не жили с унаследованным из детства, почти подсознательным желанием помаршировать и «довоевать».
Вот примерно так я говорю и буду говорить со своими дочками о войне. И ни в коем случае не буду их стыдить, если они посреди разговора скажут: «А расскажи лучше про то, как ты играл в индейцев!» Интерес к истории не может быть навязан. Только пробужден.
Ольга Константиновна Громова, писатель, автор книг «Сахарный ребенок» и «Вальхен»
Мне представляется, что идеальный вариант познакомить ребенка с темой — показать ему зарисовки из жизни: что было на фронте, что в тылу.
В детстве мы зачитывались коротенькими рассказами Сергея Алексеева о разных войнах, в том числе Великой Отечественной. И эти рассказы запомнились, потому что были яркими, четкими, картиночными. Хотя на самом деле, это почти сказки: романтизация боев и несокрушимая армия. А о войне всё-таки нужно говорить как о страшном и ненормальном для человека явлении.
Да, современные дети, скорее всего, уже не так уж всерьез будут читать Алексеева: стилистика жизни другая.
Подходящая книга для разговора о войне с младшими школьниками — сборник рассказов Станислава Олефира «Когда я был маленьким, у нас была война». Там нет великих подвигов, наступлений, побед, но есть истории о том, как страшно детям в войну и как они при этом живут своей в общем-то очень детской жизнью.
Можно выбирать маленькие отрывки из книги «Письма с фронта» и читать детям о том, что чувствовали солдаты перед боем, как им не хотелось умирать.
Для ребят чуть постарше (от 10-12 лет) есть совершенно потрясающая книга Ольги Колпаковой «Полынная елка». Помимо того, что это история высылки немцев с юга России на Алтай, там много описаний жизни тыла военных времён — истории одна другой сильней. На фоне нынешних фанфар и парадов, важно вложить в головы молодого поколения, что война — это не «ура, войнушка» и не «ура, мы всех победили».
Война — это тяжело, страшно.
И идеальный формат для рассказа об этом — коротенькие картинки из жизни, а не общие слова о том, как всех побеждала героическая армия. Победа важна, но важнее помнить её цену.
Ну а для старших сейчас много хороших, честных современных книг о войне, как русских, так и переводных.
Тутта Ларсен, телеведущая, мама троих детей
Я считаю, что об этих событиях ребенку рассказывать надо, даже если он не очень ими интересуется. Это важная часть его истории, идентификации — культурной и национальной. Мы должны помнить о таких войнах, чтобы они не повторялись.
Единственное, необходимо подбирать информацию, подходящую ребенку по возрасту. В 12 лет я нечаянно посмотрела фильм Элема Климова «Иди и смотри» — меня это очень травмировало. С тех пор я с трудом смотрю кино о войне, хотя эта тема меня волнует.
Подходящий вариант рассказать о войне — вспомнить прадедушек и прабабушек.
Сомневаюсь, что есть хотя бы одна семья, в которой не было тех, кто ушел на фронт или героически трудился в тылу. Ими надо гордиться.
Насчет парада у меня двойственное впечатление. Как житель Москвы я ежегодно страдаю от пробок, перекрытий дорог во время репетиций 9 мая. Но я вижу, с каким восторгом мои дети смотрят парад по телевизору: это красиво, эффектно.
Другое дело, что классно было бы, если парады поддерживались другими благими делами: чтобы о войне мы вспоминали не только раз в году, а ветераны всех войн получали своевременную поддержку.
Если говорить о массовых событиях, связанных с памятью о нашей великой победе, мне гораздо больше нравится акция «Бессмертный полк». Все-таки парад — это действо, которое в 99% случаев ты можешь посмотреть только по телевизору и которому предшествуют большие проблемы с трафиком в Москве. А «Бессмертный полк» — это акция, в которой может участвовать каждый.
Это гораздо важнее, а главное, полезнее с точки зрения поддержания памяти о героической победе советских людей в этой войне.
Екатерина Бек, навигатор образования и мама троих детей
Детям обязательно надо рассказывать о той войне. Извините за банальность, чтобы этого просто больше никогда не повторилось. Мне кажется, любой ребенок рано или поздно задаст вопрос по этой теме. Информация до сих пор витает в воздухе, память о войне проявляется в наших родителях, бабушках и дедушках. Сложно избежать информации о ВОВ, если ты живешь в России. Только, наверное, если из дома не выходишь и ни с кем не общаешься.
Самый короткий путь рассказать ребенку о войне — через личные истории членов семьи. С фотографиями, конечно.
Мои дети возвращаются к обсуждению ВОВ снова и снова, то есть это не за один раз происходит. А еще они очень хотят быть уверены, что это не повторится. И здесь я рассказываю про то, что было после войны. И почему с тех пор таких огромных трагических войн больше не было. И, как надеюсь, не предвидится.
9 мая нам следует устраивать не праздник, а день траура, чтобы почтить память всех тех, кто был там, кто сражался, кто вернулся и кто не вернулся.
Это день памяти, а не карнавал. Мне неприятно наблюдать эту выхолощенную героику и потрясание оружием. Для меня пышные празднества выглядят как спекуляция на теме ВОВ. Эти бюджеты можно было бы потратить совсем по-другому, на тех же участников войны, которые еще живы…
Получилось бы менее пафосно, конечно, но зато более человечно.
Ирина Слуцкая, российская фигуристка, депутат Московской областной думы, многодетная мама
Конечно, с ребенком надо говорить о том, что было в Великую Отечественную войну: как отважно и храбро наши предки сражались за Родину, как им было страшно, вспоминать о подвигах.
9 мая мы празднуем победу, которую 76 лет назад одержал весь наш народ.
Я не сталкивалась с тем, чтобы события Великой Отечественной не вызывали у детей интереса. Наверное, все зависит от того, кто рассказывает и как рассказывает. Если приводить сухие факты, то ребенка не заинтересуешь. Поэтому надо обратиться к истории своей семьи, вспомнить, что лично для ваших дедушек и бабушек значила та война. Малышам можно показывать мультфильмы, картинки о войне, с детьми постарше смотреть серьезные фильмы.
Со своими детьми я делюсь историями, которые слышала из первых уст — от ветеранов, работников тыла — а также тем, что рассказывали мои дедули-бабули. Если родителям сложно понять и объяснить события ВОВ, то можно обратиться к книгам.
Фото: Depositphotos
Главный редактор «Летидора» Ксения Краснова воспитывает… родителей! Как? Смотрите TikTok!