Рассказываем, как помочь старшекласснику дожить до конца школы и сохранить интерес к познанию. Будем честными: мотивированных школьников к началу 11-го класса очень мало (а к началу 9-го — еще меньше), ведь 15–17 лет — это такое время, когда одних интересуют онлайн-игры, вторых — противоположный пол, третьих — музыка, но почти никого не интересует математика или история. Если ваш ребенок действительно заинтересован в учебе и замотивирован на поступление в вуз, считайте, что вам достался редкий экземпляр и вам крупно повезло. В основном же это не так.Поэтому перед родителями, а также перед курсами по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ, да и перед ответственными хорошими репетиторами, выражаясь образным языком, стоят две задачи: заронить зерно мотивации в душу старшеклассника, взращивать и лелеять это зерно, чтобы к поре экзаменов оно дало свои плоды. Как это делать, «Летидору» рассказала руководитель учебного центра «ЕГЭ-Профи» в Москве и Санкт-Петербурге Юлия Федорова.Сразу хочется сказать, что мотивация учиться растет из интереса к предмету, который учишь. Как заинтересовать школьника биологией или физикой? Можно привести ему в пример знакомого взрослого, успешного практикующего врача или заинтересовать последними открытиями ученых в области лазерной физики. Можно сыграть на интересе к компьютерным играм (хочешь сам создавать такие же — держи путь на IT-специальность) или на мечте публиковаться в глянцевом журнале (получишь хорошее филологическое образование — и мечта стать редактором становится ближе).Как можно чаще рисуйте со старшеклассником картинки светлого будущего: вот он получает красный диплом и едет на стажировку за границу, или на четвертом курсе устраивается на работу в банк, или открывает через 10 лет свою частную клинику, и главное — он счастлив и доволен тем делом, которое для себя выбрал. Иногда родители, а чаще школа пытаются придать мотивацию через негатив: «Заберут в армию, не пройдешь на бюджет и пойдешь работать в фастфуд» и так далее. Думаю, нет необходимости объяснять, насколько это деструктивно и может вызвать у подростка не воодушевление и желание учиться, а наоборот, апатию и желание уйти от проблем.Кстати, курсы по подготовке к ЕГЭ прекрасно справляются, как правило, с задачей поиска мотивации: ведь на них старшеклассник встречает преподавателя, который горит своим предметом и может рассказать, каково это — быть профессионалом во взрослой жизни.Ведь мечтать быть нобелевским лауреатом — это одно, а учить формулы день и ночь — совсем другое.Что же поможет старшекласснику? Как ни странно, во-первых, правильный режим подготовки к экзаменам. У каждого он свой, но все-таки помните, что решать типовые варианты 6 часов подряд — это многовато, как и делать перерыв на две недели каникул. И да, ложиться спать лучше не в 2 часа ночи, не забывать гулять на свежем воздухе каждый день, делать зарядку и полноценно питаться в течение дня, избегая перекусов и вредной еды. Идеальный распорядок дня старшеклассника должен включать 2–3 часа подготовки (ежедневно!), спорт, отдых, нормальные обеды, полноценный сон.Во-вторых, поддержать мотивацию поможет вдохновляющее общение. Помните, как раньше, существуя без интернета, школьники собирались у кого-то дома и вместе делали уроки? Пусть и к вашему ребенку приходят друзья, которые тоже сдают физику и химию. Готовиться вместе веселее и продуктивнее! В-третьих, ищите внешние источники мотивации: интересные выставки по профилю подготовки, научные и документальные фильмы, лекции, дни открытых дверей, общение с добившимися успехами людьми. Пусть старшеклассник знакомится не только с опытами по физике из учебника, но и с выдающимися учеными и их открытиями.В-четвертых, не подменяйте понятия: это экзамены вашего ребенка, его интересы и его мотивация учиться, а не ваши. Если вы будете переживать за учебу старшеклассника больше, чем он сам, если начнете выбирать за него вуз и контролировать каждый поход к репетитору, велика вероятность, что школьник просто захочет переждать в сторонке, пока мама все сделает. О какой его мотивации тогда может идти речь? Ну и, конечно, нельзя не спросить самих школьников, что их мотивирует готовиться к ЕГЭ: • «нравятся те предметы, которые выбрала» (Диана) • «бюджетные места в вузе» (Вера) • «армия» (Артем) • «душевная группа на курсах подготовки» (Василиса) • «получение стипендии» (Марина) • «мечта о красном дипломе после вуза» (Гузель) • «нравится преподаватель» (Максим) • «пример отца, он врач» (Лена) • «хочу стать предпринимателем» (Костя) Фото: Shutterstock.com Читайте нас также в Яндекс.Дзен! Подписывайтесь на наш канал!