7 способов сохранить и поддержать мотивацию к учебе, когда на носу ЕГЭ
Будем честными: мотивированных школьников к началу 11-го класса очень мало (а к началу 9-го — еще меньше), ведь 15–17 лет — это такое время, когда одних интересуют онлайн-игры, вторых — противоположный пол, третьих — музыка, но почти никого не интересует математика или история. Если ваш ребенок действительно заинтересован в учебе и замотивирован на поступление в вуз, считайте, что вам достался редкий экземпляр и вам крупно повезло. В основном же это не так.
Поэтому перед родителями, а также перед курсами по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ, да и перед ответственными хорошими репетиторами, выражаясь образным языком, стоят две задачи:
- заронить зерно мотивации в душу старшеклассника,
- взращивать и лелеять это зерно, чтобы к поре экзаменов оно дало свои плоды.
Как это делать, «Летидору» рассказала руководитель учебного центра «ЕГЭ-Профи» в Москве и Санкт-Петербурге Юлия Федорова.
Сразу хочется сказать, что мотивация учиться растет из интереса к предмету, который учишь.
Как заинтересовать школьника биологией или физикой? Можно привести ему в пример знакомого взрослого, успешного практикующего врача или заинтересовать последними открытиями ученых в области лазерной физики. Можно сыграть на интересе к компьютерным играм (хочешь сам создавать такие же — держи путь на IT-специальность) или на мечте публиковаться в глянцевом журнале (получишь хорошее филологическое образование — и мечта стать редактором становится ближе).
Главное, не путайте свои желания и нереализованные мечты с интересами ребенка: они у него все-таки должны быть свои.
Как можно чаще рисуйте со старшеклассником картинки светлого будущего: вот он получает красный диплом и едет на стажировку за границу, или на четвертом курсе устраивается на работу в банк, или открывает через 10 лет свою частную клинику, и главное — он счастлив и доволен тем делом, которое для себя выбрал.
Иногда родители, а чаще школа пытаются придать мотивацию через негатив: «Заберут в армию, не пройдешь на бюджет и пойдешь работать в фастфуд» и так далее. Думаю, нет необходимости объяснять, насколько это деструктивно и может вызвать у подростка не воодушевление и желание учиться, а наоборот, апатию и желание уйти от проблем.
Кстати, курсы по подготовке к ЕГЭ прекрасно справляются, как правило, с задачей поиска мотивации: ведь на них старшеклассник встречает преподавателя, который горит своим предметом и может рассказать, каково это — быть профессионалом во взрослой жизни.
Итак, мотивация учиться найдена. Следующая задача — не перегореть.
Ведь мечтать быть нобелевским лауреатом — это одно, а учить формулы день и ночь — совсем другое.
Что же поможет старшекласснику?
Как ни странно, во-первых, правильный режим подготовки к экзаменам. У каждого он свой, но все-таки помните, что решать типовые варианты 6 часов подряд — это многовато, как и делать перерыв на две недели каникул. И да, ложиться спать лучше не в 2 часа ночи, не забывать гулять на свежем воздухе каждый день, делать зарядку и полноценно питаться в течение дня, избегая перекусов и вредной еды.
Идеальный распорядок дня старшеклассника должен включать 2–3 часа подготовки (ежедневно!), спорт, отдых, нормальные обеды, полноценный сон.
Помогите своему ребенку составить или подкорректировать расписание, ведь пока он еще не очень силен в тайм-менеджменте.
Во-вторых, поддержать мотивацию поможет вдохновляющее общение. Помните, как раньше, существуя без интернета, школьники собирались у кого-то дома и вместе делали уроки? Пусть и к вашему ребенку приходят друзья, которые тоже сдают физику и химию. Готовиться вместе веселее и продуктивнее!
В-третьих, ищите внешние источники мотивации: интересные выставки по профилю подготовки, научные и документальные фильмы, лекции, дни открытых дверей, общение с добившимися успехами людьми.
Пусть старшеклассник знакомится не только с опытами по физике из учебника, но и с выдающимися учеными и их открытиями.
Пусть не только решает задачки на проценты по математике, но увидит успешных предпринимателей в деле.
В-четвертых, не подменяйте понятия: это экзамены вашего ребенка, его интересы и его мотивация учиться, а не ваши. Если вы будете переживать за учебу старшеклассника больше, чем он сам, если начнете выбирать за него вуз и контролировать каждый поход к репетитору, велика вероятность, что школьник просто захочет переждать в сторонке, пока мама все сделает. О какой его мотивации тогда может идти речь?
Ну и, конечно, нельзя не спросить самих школьников, что их мотивирует готовиться к ЕГЭ:
• «нравятся те предметы, которые выбрала» (Диана)
• «бюджетные места в вузе» (Вера)
• «армия» (Артем)
• «душевная группа на курсах подготовки» (Василиса)
• «получение стипендии» (Марина)
• «мечта о красном дипломе после вуза» (Гузель)
• «нравится преподаватель» (Максим)
• «пример отца, он врач» (Лена)
• «хочу стать предпринимателем» (Костя)
Фото: Shutterstock.com