5 фатальных ошибок старшеклассников при выборе профессии
В ваших силах их избежать© Depositphotos
Родители хотят помочь ребенку, чтобы он нашел свое место в жизни и хорошо устроился. Подростки в большинстве своем не задумываются о будущем, мечтая лишь получать от жизни удовольствие и хороший заработок. В погоне за своими ожиданиями и те, и другие совершают одни и те же ошибки.
Каких ошибок можно избежать на этапе профессионального определения, «Летидору» рассказал Михаил Истомин, клинический психолог, эксперт образовательной компании MAXIMUM Education (@maximumtestru).
При выборе профессий ограничиваться специальностями, которые были популярными 10 лет назад
Зачастую это первая и основная ошибка, которую совершают старшеклассники и их родители. Многие из них не оглядываются вокруг и не обращают внимания на изменившийся мир.
Современная практика показывает, что человек в среднем может назвать 10-15 профессий, которые ему наиболее известны и распространены в окружении.
Но на сегодняшний день в мире уже насчитывается более 50 000 разных профессий.
Можете ли вы себе такое представить? На вопрос, кто такой юрист или экономист, может ответить каждый. Но, например, кто такой тренд-вотчер? Чем он занимается? Сколько зарабатывает? Где учится? Найти ответы на эти вопросы сходу вряд ли получится. Однако эта профессия начинает набирать свою популярность. Тренд-вотчер — это специалист в области рекламы и маркетинга, который следит за появлением тенденций среди потребителей, проводит анализ их потребностей и отношением к продуктам. Страшно подумать, сколько из возможных 50 000 профессий остаются в тени.
Для начала можно просто открыть любой сайт со списком возможных специальностей и начать их изучать, например список профессий. Если же вы хотите немного сузить круг поиска по интересам, обратитесь к сервисам, где по определенным параметрам создаются подборки специальностей.
Выбирать профессии по предметам ЕГЭ
Одна из самых больших ошибок подростков – сдавать ЕГЭ по тем предметам, по которым у них хорошие оценки в школе. Конечно, пятерки и четверки могут говорить о том, что ученик действительно интересуется предметом, а еще… о его прилежании, умении наладить контакт с учителем и многом другом, что не имеет отношения к вопросу выбора профессии.
Если подросток ориентируется только на оценки по предметам в четверти (и за этим не стоит желание узнать в этой области как можно больше), то это не самая удачная стратегия самоопределения.
Лучшим способом понять, что ребенок хочет от жизни в ближайшие 4-5 лет после школы — задать себе вопросы «Что мне интересно?», «Что я умею?», «Что мне нравится, а что, наоборот, не нравится?», «Что для меня важно в моей будущей профессии?».
Также можно пройти тест по профориентации, тем более сейчас это можно сделать не выходя из дома.
Ограничиваться поверхностным представлением о профессии
Названия некоторых специальностей звучат очень красиво и могут показаться довольно перспективными. Однако не факт, что такая «привлекательная», на первый взгляд, специальность действительно подойдет ребенку и станет его призванием.
Представления подростка о профессии мечты могут сильно отличаться от того, с чем он столкнется после 3-4 лет обучения в вузе. Как можно предостеречь от разочарования (или снизить его вероятность)?
-
Найти в интернете ролики, где представители разных профессий отвечают на вопросы о своей работе.
-
Смотреть документальные фильмы, читать книги о разных специальностях. Обучаясь на факультете журналистики, многие ребята хотят вести репортажи из горячих точек, слишком романтизируя эту работу. Пелена спадает после нескольких лекций от представителей СМИ, работавших на войне.
-
Попробовать хотя бы немного приблизиться к профессии мечты. Есть желание стать редактором – можно устроиться в школьную или городскую газету. Психологом или социальным работником? Подобрать варианты волонтерской практики. Кстати, добровольческая деятельность — отличный вариант ненадолго почувствовать себя, приближенным к работе мечты и увидеть внутреннюю кухню разных компаний. Еще один способ погрузиться в профессию — участие в практических олимпиадах: их суть заключается в том, что ребенок не просто решает задачи, а работает над реальным проектом. Так, если школьник хочет связать свою жизнь с химией, то пусть попробует свои силы в олимпиадах, где нужно работать с реальными реагентами. Лучше сейчас узнать, есть ли на них аллергия, чтобы успеть перестроиться на другую профессию.
Откладывать выбор на последний момент
К сожалению или к счастью, 11 класс пролетает очень быстро. Учебная нагрузка, выбор предметов для сдачи на ЕГЭ, написание итогового сочинения, экзамены, подготовка, репетиторы, выбор вуза и направления … так можно продолжать очень долго. А еще ведь ребенку хочется общаться с друзьями, играть в компьютерные игры, посещать кружки…
Первые шаги в профориентации следует делать уже в 9 и 10 классах. Можно начать с выявления интересов и склонностей ребенка, отслеживать изменения в его характере и просто… разговаривать! Процесс выбора профессии – достаточно длительный этап, начинать который лучше заранее, чтобы не потерять время и возможности.
Отказываться от запасного варианта
Большая ошибка думать, что профессия обязательно должна быть одна и на всю жизнь. Современные подростки сменят за 30-40 лет несколько специальностей (в среднем до пяти за всю жизнь). Так что надо всегда понимать, что в любой момент подросток может изменить направление развития. Даже накануне экзаменов.
Кроме того, в краткосрочной перспективе предугадать результат всегда сложно. Если на этапе поступления вдруг что-то пойдет не так (не хватит баллов для поступления, сократится количество бюджетных мест), у вас всегда наготове будет план Б в виде другой желаемой профессии!
Совершать ошибки – нормально, но если есть возможность их избежать, важно ее не упустить. Вот только нужно всегда помнить, что задача родителя – действительно помочь, а не навредить своей чрезмерной заботой.
Фото: Depositphotos