Опубликовано 18 января 2021, 09:30

Нужна ли профориентация ребенку в 5 классе или пока рано

Страх, что ребенок к окончанию школы не сможет выбрать профессию, заставляет родителей как можно раньше подталкивать его к самоопределению.
Нужна ли профориентация ребенку в 5 классе или пока рано

© Depositphotos

С детского сада мы водим дошкольника на разные кружки, пытаясь распознать его склонности и таланты. В первом классе задумываемся о профильных программах средней школы, а с переходом ученика в среднее звено берем репетиторов для подготовки к ЕГЭ по определенным предметам.

Но стоит ли так торопиться? Какие факторы влияют на ранее самоопределение? И помогут ли ребенку наши старания?

Специально для читателей «Летидора» на эти и другие вопросы, связанные с ранней профориентацией, ответил эксперт образовательной компании MAXIMUM Education Михаил Истомин. (@maximumtestru)

Клинический психолог, эксперт образовательной компании MAXIMUM Education Михаил Истомин

Клинический психолог, эксперт образовательной компании MAXIMUM Education Михаил Истомин

Родитель хочет, чтобы ребенок занимался профориентацией как можно раньше. Правильно ли это?

Это правильно, если сам ребенок этого хочет и к этому готов.

Потребность не должна быть навязанной обществом или школой. Если ребенок сам хочет, то почему бы и нет? Тогда нужно предоставить ему все необходимые средства и ресурсы!

В каком возрасте дети обычно проявляют интерес к выбору профессии?

Интерес может появиться в любой момент — повлиять на это способны социальное окружение (школа и друзья), уровень информированности ребенка о его возможностях, развитый кругозор, количество стрессогенных событий в жизни.

Также стоит учитывать личностные особенности человека и генетические факторы.

В некоторых семьях ребенок вступает в подростковый возраст в 10 лет, и это норма! А в других подростковый кризис начинается ближе к 18-19 годам.

Нужна ли профориентация ребенку в 5 классе или пока рано

© Depositphotos

Вторая модель менее распространена (однако не стоит исключать ее!) — часто по этому сценарию развития идут дети, которые мало общаются со сверстниками, ведут замкнутый образ жизни, сильно привязаны к семье.

В целом, 12–15 лет — это основной период наступления подросткового кризиса.

Именно наступление подросткового кризиса является одним из необходимых условий для того, чтобы возникла потребность в профориентации.

Тинейджер начинает задавать себе вопросы: «Что я за человек?», «Какой у меня путь?».

Нормально, что ребенок не задумывается об этом до «кризиса»?

Да, конечно. В младшем школьном возрасте ведущей является учебная (познавательная) деятельность. С наступлением подросткового этапа на первый план выходит общение. Так подросток начинает отделять себя от других людей, замечать их границы, выстраивать свои, понимать, в чем он похож на других, а чем отличается.

Если ребенок не задумывается в 5 классе о профессиональном самоопределении, стоит ли показать ребенка психологу?

На самом деле, профориентация необязательно происходит именно в подростковом возрасте. Потребность в самоопределении может появиться и в 30 лет, если человек до этого занимался решением других проблем.

Например, подросток с 10 лет жил в семье без отца. Из-за нехватки денег он уже в 14 лет начал подрабатывать. В тот момент он не задумывался, нравится ли ему его работа, так как устройство на нее было вынужденным решением. Профориентация в случае этого условного подростка возможна только, когда он обретет чувство финансовой безопасности. Например, найдет хорошую работу, которая не будет отнимать много времени и сможет приносить стабильный доход. Или встретит человека, который временно или постоянно будет финансово поддерживать его.

Тогда у него появится время задуматься о самореализации.

Нужна ли профориентация ребенку в 5 классе или пока рано

© Depositphotos

Если ребенок все-таки стремится к самоопределению, как родитель может помочь ему?

Лучший вариант – спросить, в чем сейчас нужна помощь. Так вы покажете, что заботитесь о границах ребенка, уважаете его мнение. Если ваш тинейджер нуждается в помощи, начните с рассказа о своем опыте с определением профессии: не важно, положительный он или отрицательный. Родитель – ближайший взрослый, на которого смотрит и равняется подросток, становясь личностью.

Далее вместе изучите Атлас новых специальностей, посмотрите на YouTube короткие ролики, где представители разных профессий рассказывают о своей работе, познакомьте его с существующими тестами на профориентацию.

Задайте ребенку простые вопросы: «Кем бы ты хотел работать?», «Что для тебя важно в твоей работе?». Вместе составьте чек-лист сильных и слабых сторон школьника.

Если ребенок не хочет заниматься профориентацией в 5-6 классе — это абсолютно нормально!

Не надо давить и искусственно подталкивать к принятию решения. Постарайтесь создать для ребенка интересный круг общения. Будьте открыты и готовы отвечать на вопросы, а также предоставить необходимую информацию, когда она понадобится!

Фото: Depositphotos

Читайте нас также в Яндекс.Дзен! Подписывайтесь на наш канал!