Нужна ли профориентация ребенку в 5 классе или пока рано

Страх, что ребенок к окончанию школы не сможет выбрать профессию, заставляет родителей как можно раньше подталкивать его к самоопределению.

С детского сада мы водим дошкольника на разные кружки, пытаясь распознать его склонности и таланты. В первом классе задумываемся о профильных программах средней школы, а с переходом ученика в среднее звено берем репетиторов для подготовки к ЕГЭ по определенным предметам.

Но стоит ли так торопиться? Какие факторы влияют на ранее самоопределение? И помогут ли ребенку наши старания?

Специально для читателей «Летидора» на эти и другие вопросы, связанные с ранней профориентацией, ответил эксперт образовательной компании MAXIMUM Education Михаил Истомин. (@maximumtestru)

Клинический психолог, эксперт образовательной компании MAXIMUM Education Михаил Истомин

Родитель хочет, чтобы ребенок занимался профориентацией как можно раньше. Правильно ли это?

Это правильно, если сам ребенок этого хочет и к этому готов.

Потребность не должна быть навязанной обществом или школой. Если ребенок сам хочет, то почему бы и нет? Тогда нужно предоставить ему все необходимые средства и ресурсы!

В каком возрасте дети обычно проявляют интерес к выбору профессии?

Интерес может появиться в любой момент — повлиять на это способны социальное окружение (школа и друзья), уровень информированности ребенка о его возможностях, развитый кругозор, количество стрессогенных событий в жизни.

Также стоит учитывать личностные особенности человека и генетические факторы.

В некоторых семьях ребенок вступает в подростковый возраст в 10 лет, и это норма! А в других подростковый кризис начинается ближе к 18-19 годам.

Depositphotos

Вторая модель менее распространена (однако не стоит исключать ее!) — часто по этому сценарию развития идут дети, которые мало общаются со сверстниками, ведут замкнутый образ жизни, сильно привязаны к семье.

В целом, 12–15 лет — это основной период наступления подросткового кризиса.

Именно наступление подросткового кризиса является одним из необходимых условий для того, чтобы возникла потребность в профориентации.

Тинейджер начинает задавать себе вопросы: «Что я за человек?», «Какой у меня путь?».

Нормально, что ребенок не задумывается об этом до «кризиса»?

Да, конечно. В младшем школьном возрасте ведущей является учебная (познавательная) деятельность. С наступлением подросткового этапа на первый план выходит общение. Так подросток начинает отделять себя от других людей, замечать их границы, выстраивать свои, понимать, в чем он похож на других, а чем отличается.

Если ребенок не задумывается в 5 классе о профессиональном самоопределении, стоит ли показать ребенка психологу?

На самом деле, профориентация необязательно происходит именно в подростковом возрасте. Потребность в самоопределении может появиться и в 30 лет, если человек до этого занимался решением других проблем.

Например, подросток с 10 лет жил в семье без отца. Из-за нехватки денег он уже в 14 лет начал подрабатывать. В тот момент он не задумывался, нравится ли ему его работа, так как устройство на нее было вынужденным решением. Профориентация в случае этого условного подростка возможна только, когда он обретет чувство финансовой безопасности. Например, найдет хорошую работу, которая не будет отнимать много времени и сможет приносить стабильный доход. Или встретит человека, который временно или постоянно будет финансово поддерживать его.

Тогда у него появится время задуматься о самореализации.

Depositphotos

Если ребенок все-таки стремится к самоопределению, как родитель может помочь ему?

Лучший вариант – спросить, в чем сейчас нужна помощь. Так вы покажете, что заботитесь о границах ребенка, уважаете его мнение. Если ваш тинейджер нуждается в помощи, начните с рассказа о своем опыте с определением профессии: не важно, положительный он или отрицательный. Родитель – ближайший взрослый, на которого смотрит и равняется подросток, становясь личностью.

Далее вместе изучите Атлас новых специальностей, посмотрите на YouTube короткие ролики, где представители разных профессий рассказывают о своей работе, познакомьте его с существующими тестами на профориентацию.

Задайте ребенку простые вопросы: «Кем бы ты хотел работать?», «Что для тебя важно в твоей работе?». Вместе составьте чек-лист сильных и слабых сторон школьника.

Если ребенок не хочет заниматься профориентацией в 5-6 классе — это абсолютно нормально!

Не надо давить и искусственно подталкивать к принятию решения. Постарайтесь создать для ребенка интересный круг общения. Будьте открыты и готовы отвечать на вопросы, а также предоставить необходимую информацию, когда она понадобится!

Фото: Depositphotos

Читайте нас также в Яндекс.Дзен! Подписывайтесь на наш канал!

Семейный гороскоп