Ученые из Массачусетского университета выяснили, что послеобеденный сон улучшает академическую успеваемость детей. Кто-то любит после обеда вздремнуть и после этого чувствует себя бодрее, а кто-то - наоборот, предпочитает не прерывать свой день сном, иначе будет чувствовать себя разбитым и вялым. А вот последнее исследование учёных из Массачусетского университета, результаты которого были опубликованы в журнале PNAS, говорит о том, что умственные способности ребенка улучшаются, если он спит после обеда, сообщают "Вести". Автор эксперимента - психолог Ребекка Спенсер (Rebecca Spencer) и ее коллеги. У неё был свой интерес: её дочерям как раз исполнилось 3 и 5 лет, когда она задалась вопросом, нужно ли их укладывать спать после обеда. В исследовании принимали участие 40 детей в возрасте от 3 до 6 лет. Своих дочерей исследовательница тоже привела в лабораторию. Учёные хотели сравнить когнитивные способности детей, которые спали после обеда, спали от случая к случаю или же бодрствовали целый день. На первом этапе эксперимента детей научили играть в игру Memory ("Память"). Им показывали несколько карточек с разными изображениями, например, с зонтиком или кошкой, после чего карты перемешивали рубашкой вверх и показывали в произвольном порядке вновь. Ребята должны были вспомнить, показывали ли им в первый раз ту же картинку, что и во второй. Затем детей разделили на две группы. Те, кто был в первой группе, должны были лечь спать на два часа, а представители второй группы всё это время бодрствовали. После пробуждения обе группы сели снова играть в Memory. Утром следующего дня дети закрепляли полученные умения и обучались новой игре, но тихого часа ни у кого не было. Все тесты повторили во второй половине дня. Результаты эксперимента показали, что у представителей второй группы (те, кто не спал днём) ухудшились результаты тестирования во второй раз по сравнению с первым. К примеру, если ребёнок в первый сеанс игры угадывал 75% картинок, а потом два часа бодрствовал, то при повторном тестировании точность угадывания снижалась до 65%. У детей, которые спали между тестированиями, результаты не ухудшились. Наилучшие результаты показали те ребята, которые и в ходе эксперимента попали в группу "спящих", и в обычной жизни привыкли дремать после обеда. По контрасту с ними, те дети, которые привыкли к дневному сну, а в ходе испытания попали в контрольную группу, показали наихудшие результаты: точность угадывания снизилась в среднем на 15%. А дети, которые и так привыкли не спать, не повысили своих способностей после вынужденного сна. Судя по всему, их мозг уже успел адаптироваться к определённому режиму. Второй этап исследования проходил в лаборатории сна. Спенсер и её команда пригласили туда 14 детей и следили за активностью мозговых волн, пока маленькие испытуемые спали. Они обнаружили у детей короткие вспышки нейронной активности, связанные с обработкой информации. Эти вспышки учёные называют "сонное веретено" (sleep spindles). "Наше исследование показывает, как важен послеобеденный сон для маленьких детей. Прежние исследования указывали на то, что у взрослых людей повышается число "сонных веретен", если они принимают снотворное. Мы же доказали что число коротких вспышек возрастает у детей, если они приучены спать днём", — говорит Спенсер. Психологи подчёркивают, что самый главный индикатор того, что необходимо вздремнуть, — это сонливость во второй половине дня. В ходе испытания некоторые дети, которых попросили бодрствовать после игры в Memory, выглядели настолько уставшими и сонными, что учёные их пожалели и отпустили с эксперимента.