Опубликовано 27 сентября 2013, 11:12

Послеобеденный сон влияет на школьную успеваемость

Ученые из Массачусетского университета выяснили, что послеобеденный сон улучшает академическую успеваемость детей.
Послеобеденный сон влияет на школьную успеваемость

Послеобеденный сон влияет на школьную успеваемость

Кто-то любит после обеда вздремнуть и после этого чувствует себя бодрее, а кто-то - наоборот, предпочитает не прерывать свой день сном, иначе будет чувствовать себя разбитым и вялым. А вот последнее исследование учёных из Массачусетского университета, результаты которого были опубликованы в журнале PNAS, говорит о том, что умственные способности ребенка улучшаются, если он спит после обеда, сообщают "Вести"

Автор эксперимента - психолог Ребекка Спенсер (Rebecca Spencer) и ее коллеги. У неё был свой интерес: её дочерям как раз исполнилось 3 и 5 лет, когда она задалась вопросом, нужно ли их укладывать спать после обеда.

В исследовании принимали участие 40 детей в возрасте от 3 до 6 лет. Своих дочерей исследовательница тоже привела в лабораторию. Учёные хотели сравнить когнитивные способности детей, которые спали после обеда, спали от случая к случаю или же бодрствовали целый день.

На первом этапе эксперимента детей научили играть в игру Memory ("Память"). Им показывали несколько карточек с разными изображениями, например, с зонтиком или кошкой, после чего карты перемешивали рубашкой вверх и показывали в произвольном порядке вновь. Ребята должны были вспомнить, показывали ли им в первый раз ту же картинку, что и во второй.

Затем детей разделили на две группы. Те, кто был в первой группе, должны были лечь спать на два часа, а представители второй группы всё это время бодрствовали. 

После пробуждения обе группы сели снова играть в Memory. Утром следующего дня дети закрепляли полученные умения и обучались новой игре, но тихого часа ни у кого не было. Все тесты повторили во второй половине дня.

Результаты эксперимента показали, что у представителей второй группы (те, кто не спал днём) ухудшились результаты тестирования во второй раз по сравнению с первым. К примеру, если ребёнок в первый сеанс игры угадывал 75% картинок, а потом два часа бодрствовал, то при повторном тестировании точность угадывания снижалась до 65%.

У детей, которые спали между тестированиями, результаты не ухудшились. 

Наилучшие результаты показали те ребята, которые и в ходе эксперимента попали в группу "спящих", и в обычной жизни привыкли дремать после обеда. По контрасту с ними, те дети, которые привыкли к дневному сну, а в ходе испытания попали в контрольную группу, показали наихудшие результаты: точность угадывания снизилась в среднем на 15%. А дети, которые и так привыкли не спать, не повысили своих способностей после вынужденного сна. Судя по всему, их мозг уже успел адаптироваться к определённому режиму.

Второй этап исследования проходил в лаборатории сна. Спенсер и её команда пригласили туда 14 детей и следили за активностью мозговых волн, пока маленькие испытуемые спали. Они обнаружили у детей короткие вспышки нейронной активности, связанные с обработкой информации. Эти вспышки учёные называют "сонное веретено" (sleep spindles).

"Наше исследование показывает, как важен послеобеденный сон для маленьких детей. Прежние исследования указывали на то, что у взрослых людей повышается число "сонных веретен", если они принимают снотворное. Мы же доказали что число коротких вспышек возрастает у детей, если они приучены спать днём", — говорит Спенсер.

Психологи подчёркивают, что самый главный индикатор того, что необходимо вздремнуть, — это сонливость во второй половине дня. В ходе испытания некоторые дети, которых попросили бодрствовать после игры в Memory, выглядели настолько уставшими и сонными, что учёные их пожалели и отпустили с эксперимента.