Сложно уважать того, кто не уважает себя: колонка мамы об учителях
И о том, как некоторые из них роняют честь своей профессии© Екатерина Баулина
Часть родителей сочувствует педагогам, уважая их выбор работать с детьми, но все чаще учителя сталкиваются с неуважительным и хамским отношением со стороны семей школьников.
Мама пятиклассника, пожелавшая остаться анонимной, рассказала, в чем причина такого отношения к педагогам и можно ли с этим что-то сделать.
Они кричат на детей, но улыбаются на родительском собрании
Такое отношение учителей к школьникам встречалось в бытность, когда я сама сидела за партой. Учительница экономики кричала на нас так, что ее лицо и шея покрывались красными пятнами. Больше всех доставалось хулиганам на последних партах — один раз учительница в порыве ярости спустила с лестницы рюкзак самого злостного двоечника, который вместо того, чтобы решать задачки, рисовал в тетради.
Эта же учительница на родительском собрании рассказывала нашим мамам и папам, как она переживает за наше будущее и старается вложить в нас всю свою душу…
Когда пять лет назад в школу пошел мой сын, я надеялась, что он не столкнется с аналогичным отношением к себе, но ошиблась.
Недавно он вернулся с уроков подавленным. После расспросов мне удалось вытянуть из него, что педагог по географии, чтобы утихомирить класс после перемены, сильно хлопает рукой по столу, кричит на ребят так, что они буквально подскакивают от страха.
Я доверяю своему ребенку, поэтому на родительском собрании сразу подошла к географичке и попросила больше не общаться с детьми в таком тоне — на что педагог не извинилась и не предложила вместе разобраться в ситуации, а жутко оскорбилась…
После этого я решила, что мне не о чем с ней разговаривать, и отправилась к директору.
Надеюсь, что после моего визита к администрации проблема с неадекватным поведением педагога исчезнет.
Они придерживаются двойных стандартов
На этот раз у меня есть пример из школы, где учится дочка подруги. Девочка сейчас ходит в девятый класс. Два года назад школа активно агитировала учеников участвовать в предметных олимпиадах. Дочка подруги, назовем ее Лена, вызвалась участвовать в олимпиаде по истории, но педагог отговорил ее от этой идеи, сославшись на то, что ученица «вряд ли защитит честь школы и, не дай бог, еще опозорит ее и ее коллег». Девочка все равно пошла на олимпиаду, но на другую, где не нужно было получать отмашку от учителя.
Но родители еще долго вспоминали о странной позиции педагога: хотим, чтобы у нас в школе было много олимпиадников, но вашего ребенка мы туда не пустим…
Есть ли тут логика? Наверное, но я ее не вижу, если учителя действительно хотят, чтобы в интеллектуальных состязаниях участвовало как можно больше детей.
Они не уважают себя
Знакомая занимает в школе хозяйственную должность. Она рассказывает, какие выволочки учителя получают от директора, как они вынуждены сдавать бесконечные отчеты, участвовать в добровольно-принудительных мероприятиях от школы, организовывать активности для галочки.
Кстати, с последним нам довелось столкнуться лично: в начале прошлого года нас попросили через госпортал записаться в различные школьные кружки, прямым текстом сообщив, что надо только записаться, а посещать необязательно.
Еще один важный момент: профессию учителя сами педагоги часто воспринимают не как призвание, а как услугу: когда они работают пропорционально своей зарплате, то есть делают ровно «от» и «до».
Об индивидуальном подходе к каждому учащемуся, о котором школа трубит во всеуслышание, тут и речи не идет.
Но всем все равно. Главное, чтобы к приезду проверяющей комиссии отдельные педагоги могли провести открытые показательные уроки. В общем, «потемкинские деревни» расцветают пышным цветом.
Как, зная об этом, уважать учителей? Сложно уважать того, кто не уважает себя.
Мне кажется, что когда большинство педагогов перестанут обесценивать свой труд, будут относиться к себе с любовью, ценить свое время и отстаивать свои права (хотя бы на повышение зарплаты!), тогда и отношение родителей к ним изменится.
Фото: Depositphotos, коллаж Екатерины Баулиной