Здоровье

Что всем родителям надо знать о лидокаине

Когда лидокаин опасен для здоровья и почему любое медицинское вмешательство несет в себе вред и массу рисков, рассказывает педиатр Сергей Бутрий.

Десятилетняя девочка скончалась после укола лидокаина в Омске на прошлой неделе. Ребенок проходил лечение от почечной недостаточности в нефрологическом отделении больницы. После введения внутримышечной инъекции с лидокаином девочка впала в искусственную кому из-за аллергической реакции и утром 8 апреля скончалась.

Аллергия на лидокаин бывает редко, однако аналогичные случаи были зафиксированы и ранее: в Москве в конце прошлого года умерла 36-летняя женщина, а в Якутии по той же причине скончалась журналистка Кристина Гайд.

Известный в соцсетях детский врач Сергей Бутрий взялся прокомментировать ситуацию. «Летидор» делится публикацией доктора.

В блогосфере активно кипят страсти по лидокаину.

В последние дни стали известны сразу несколько случаев негативных реакций на лидокаин, которые закончились гибелью детей и уголовным преследованием врачей и родителей.

Например, эти новости или эти.

Почитать реакцию (комментарии) врачей и пациентов на эти жуткие истории можно, например, тут или здесь.

Что я сам могу добавить по сабжу:

1) Лидокаин — это лекарственное вещество, обладающее обезболивающим эффектом и применяемое в медицине, среди прочего, как препарат для разведения некоторых болезненных внутримышечных антибиотиков (они продаются в виде порошка во флакончике, который надо развести перед применением водой, новокаином или лидокаином). В определенном смысле разводить на лидокаине внутримышечный антибиотик гораздо лучше, чем разводить его на воде для инъекций, так как мы уменьшаем уровень боли от этой манипуляции для ребенка. Но в плане риска побочных реакций на лидокаин (весьма редких, кстати) тут не все однозначно.

2) Любое лекарственное вещество (как и почти любое вообще вещество) может иногда вызывать анафилаксии или идиосинкразии. Это факт. Поэтому мы и говорим, что медицинское вмешательство — это риск, и он должен быть оправдан (нельзя рисковать без строгих показаний).

Особенно огорчает, что во всех этих случаях наверняка можно было обойтись не только без внутримышечных антибиотиков, но и без антибиотиков в принципе.

3) Пероральные антибиотики гораздо предпочтительнее внутримышечных, как по эффекту, так и по соотношению польза/риск. Колоть ребенку антибиотик в мышцу нужно, только если у него рвота или если он без сознания. Практика обязательных внутримышечных инъекций антибиотика в стационаре (а нередко и в поликлинике) — большое зло, от нее следует избавляться (см. предыдущий пост в этой группе) не только из-за неоправданной боли, но и из-за высокого риска осложнений от внутримышечных препаратов.

4) Лидокаин, помимо анафилаксии, может вызывать передозировку, которая проявляется замедлением, перебоями или остановкой сердечного ритма. Пикантности ситуации добавляет то, что в России в безрецептурном доступе есть два вида лидокаина: 10% и 2%, а для разведения нужен 1% (то есть двухпроцентный нужно разводить водой в пропорции 1:1, чтобы получить 1%) и эти два вида легко перепутать, что приведет к передозировке.

5) Никакого способа предсказать или предотвратить анафилаксию нет (по ссылкам написана журналистская чушь, для разогрева градуса истерии; не верьте). Подробнее читайте тут. Нет проб, нет анализов, нет ничего. И это очень плохая новость, как для пациентов, так и для врачей.

А значит, винить врача в смерти ребенка от лидокаина — несправедливо, хотя наши суды это обычно не останавливает. Это ужасная трагедия, но врач в ней не виноват; она произошла ни по чьей вине — сама по себе.

Максимум, в чем виноват врач — в том, что можно было обойтись без инъекций. Но наказывать за это тюрьмой — это явный перебор.

6) А вот способ предотвратить передозировку лидокаином есть, и он простой: надо учить матчасть и читать инструкции к препаратам.

Какие выводы:

а) не надо назначать детям антибиотики без показаний;

б) не надо назначать детям, которым все же нужны антибиотики, внутримышечные инъекции антибиотиков без показаний;

в) не надо теперь истерить и бояться лидокаина, антибиотиков или врачей. Статистически риск погибнуть, переходя дорогу на зеленый, гораздо выше, чем риск погибнуть от лидокаина при правильном его применении.

И последнее. Помните, что любое медицинское вмешательство несет в себе вред и массу рисков.

Поэтому вмешиваться надо тогда, когда вред от невмешательства превышает вред от вмешательства. Где лежит эта тонкая грань — наверняка не знает никто, но максимально точно сможет определить только (хороший) врач. Найдите хорошего врача и доверяйте ему.

Фото: pixabay.com

Читайте другие посты педиатра Сергея Бутрия:

Почему грамотно привитые дети становятся исключением, а не правилом

Бывают ли осложнения после прививок: честное мнение педиатра

Почему антибиотиками не лечат температуру

График правильной вакцинации ребенка сверх календаря