Всегда готов! Как и зачем будут воспитывать патриотизм в школах
Патриотическое воспитание, прекрасно отлаженное в советских образовательных учреждениях, на долгое время было исключено из школьной программы. Лишь несколько лет назад чиновники заговорили о необходимости введения отдельного предмета в школьной сетке, полностью посвященного развитию патриотизма среди школьников разных возрастов. Летидор попытался разобраться в том, какие методы планируется использовать и даст ли это нововведение правильные плоды.
Патриотическое воспитание сегодня
По официальным данным, практически в каждой школе России есть программа патриотического воспитания и соответствующие методички, однако все это лишь в теории. На самом же деле большинство мероприятий, которые должны проводиться согласно программе, остаются нереализованными или проводятся «для галочки».
Визиты ветеранов, походы на предприятия, патриотические спектакли и кружки краеведения не интересуют современных школьников и кажутся им потерей времени. Сложно сказать, является ли это следствием недостаточного патриотизма или результатом плохой организации мероприятий, формалистичного подхода к ней со стороны администрации.
В любом случае, ни одно из подобных событий не привлечет и десятка добровольных участников, если только они не замотивированы бонусными оценками или другими поблажками.
Стоит отметить, что отчеты по данному направлению образования также весьма размыты – единичные школы могут похвастать «тимуровскими» организациями, для большинства детей и подростков «патриотизм» – это что-то глубоко теоретическое.
На личном опыте: почему здорово быть учителем в школе
«Не хочу учиться!» Что делать, если первокласснику ненравится в школе
И хотя работа над учебными пособиями только идет, некоторые принципиальные нововведения известны уже сейчас:
– Патриотическое воспитание станет самостоятельным предметом и будет занимать от одного до двух академических часов в неделю (в зависимости от возраста учащегося);
– Помимо теории в программу войдут регулярные практические занятия, экскурсии, встречи с прославившимися земляками или представителями различных профессий;
– Обмен опытом будет проходить не только среди учеников одной школы, но и на городских, областных, региональных конференциях.
Фактически, у школьников появится новый предмет, который, в отличие от того же религиозного воспитания, станет обязательным для всех. А вот ждут ли учащихся экзамены по данной дисциплине, пока неизвестно.
Споры о необходимости или бессмысленности данного предмета ведутся с первого дня появления самой идеи. Кто-то твердо верит в способность педагогов научить не только точным и гуманитарным наукам, но и любви к родине, другие же уверены в бессмысленности затеи. Не будем ударяться в крайности, вместо этого попробуем найти в предлагаемой программе положительные и отрицательные моменты.
К плюсам бесспорно можно отнести:
– знакомство с новыми профессиями;
– краеведческие мероприятия;
– обилие внеклассных занятий;
– нетипичные экскурсии;
– создание положительного образа страны в глазах школьников;
– получение информации об открытиях, изобретениях и достижениях соотечественников.
Впрочем, есть и немало минусов:
– отсутствие в программе интернет-технологий, столь близких школьникам;
– отсутствие выработанной программы и четких целей и критериев патриотизма;
– отсутствие опытных преподавателей данной дисциплины;
– отсутствие аналогичной программы для других слоев населения;
– негативное отношение школьников к любой теории, не подкрепленной жизнью и наглядным примером окружающих.
Нестандартное образование: как учат детей в школе-экстернате
Школьные олимпиады, которые действительно дают детям путевкув жизнь
Как отнесутся сами учащиеся к новому предмету, пока неизвестно, а вот опытные педагоги готовы высказать свое мнение уже сейчас.
Например, Проректор МПГУ по воспитательной работе и молодежной политике, директор Института физической культуры, спорта и здоровья МПГУ, член Координационного совета Российского движения школьников, профессор Алексей Владимирович Коршунов считает: «Воспитание патриотизма как чувства гордости за свою родину и желание внести свой вклад в ее процветание и развитие возможно только на основе хорошей информированности детей и подростков об исторических достижениях своей страны, о текущей геополитической ситуации и той роли, которую Россия играет сегодня в современном мире. Лучший способ развития патриотических чувств – знакомство с нашими соотечественниками, которые сегодня добиваются успехов в самых разных областях жизни, не только на всероссийском, но и на местном уровне. Образы наших выдающихся героев способны вдохновить школьников на собственные свершения. Особенно важно, если совершают подвиги или добиваются успехов их сверстники.
И обязательно нужно дать каждому, кто хочет попробовать свои силы, уже сейчас, прямо сегодня внести какой-то свой маленький вклад в общее дело. Собственно, так будет действовать Российское движение школьников – через информирование и вовлечение детей и подростков в полезную и социально важную деятельность, через создание разновозрастных коллективов и проектных групп в каждом образовательном учреждении по каждому из направлений деятельности. Таким образом, каждый школьник получает возможность самореализации, личностного развития, навыки командной работы. В этом и заключается уникальность РДШ».
Тонко подмечено: 6 вопиющих ошибок учителей