Опубликовано 21 июня 2016, 13:00

На личном опыте: почему здорово быть учителем в школе

Профессия учителя – к сожалению, отнюдь не одна из тех, о которых мечтают современные школьники. Быть учителем ответственно, крайне сложно психологически, а иногда и физически, но вряд ли настолько престижно, чтобы на Дне открытых дверей в педагогических вузах был аншлаг. Существует мнение, что учителя много работают, но мало зарабатывают, а молодые люди идут в педагогику вынужденно. Летидор публикует рассказы молодых учителей о своей работе, жизни, учениках и их родителях.
На личном опыте: почему здорово быть учителем в школе

На личном опыте: почему здорово быть учителем в школе

Образовательный проект TutorOnline провел опрос среди своих репетиторов, преподавательский стаж которых не превышает 10 лет. Педагоги честно рассказали о том, почему престиж профессии недостаточно высок, какими достоинствами и недостатками обладают современные ученики и почему порой так страшно пойти работать в школу. Результаты публикует Летидор.

Опыт у каждого свой, но объединяет всех специалистов одно – они сделали свой выбор осознанно и вполне довольны тем, как складывается их профессиональная жизнь. Правила педагоги трех преподавателей английского языка, к которым можно смело отправить своих детей или  пойти учиться самим. 

Молодой учитель Потапов Никита Геннадьевич

Молодой учитель Потапов Никита Геннадьевич

Потапов Никита Геннадьевич
Окончил: Западно-Казахстанский Аграрно-Технический Университет, специальность «Инженер-метролог». Саратовский государственный университет имени Чернышевского, специальность «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации». Работал: Учебный центр Step by Step (преподаватель английского языка).
_ Репетитор английского языка _

Решение преподавать ко мне пришло не сразу. Несмотря на то, что в школе я учился в классе с углубленным изучением английского языка, стремления связать свою жизнь с профессией, «завязанной» на языке, не было. Да и среди одноклассников я не особо выделялся. Обучаясь на первом курсе университета, начал заниматься языком более активно, помогал сокурсникам с выполнением контрольных работ, подготовкой к зачетам, написанием рефератов. Еще через какое-то время пришло желание получить второе образование, связанное с языком. И, наконец, сформировалось понимание того, что хочу не просто учиться, но и учить.

Современные ученики мне понятны, потому что сам еще не сказать, что солидный дядя. Мне, например, крайне приятно отмечать, что дети становятся более самостоятельными, могут уже в средней школе принимать осмысленные решения без постоянно контроля родителей. Конечно, часто не хватает силы воли и мотивации, но я не согласен с мнением, что современная молодежь какая-то незаинтересованная, ограниченная, не читающая и безнадежная. Возможно, читают и увлекаются не всегда то и тем, что и чем хотелось бы старшему поколению. Но мир меняется, технологии развиваются, дети стремятся успевать за своим временем. Это неплохо.

Актуальные колледжи России – 2016: куда и зачем поступать выпускникам
Таких не берут в космонавты: 5 признаков, что вашему ребенку пора сменить воспитателя
Родители бывают разные. И у каждого свои резоны. Но хотелось бы пожелать родителям быть более гибкими и стараться заинтересовать ребенка, а не заставлять. Случается, что школьник не имеет склонности к изучению той или иной дисциплины, но родители, убежденные в том, что поступить в престижный вуз и получить престижную профессию без знания этого предмета невозможно, начинают давить и чуть ли не силой ведут ребенка к репетитору. Хочется верить, что поспособствовать счастливому будущему наших детей можно не только таким способом. Полезно иногда давать свободу и показывать различные альтернативы. Сегодня практически с любой профессией можно  познакомиться заочно, найдя информацию в сети, пройдя определенные тесты профориентации и пообщавшись со специалистами.

Школа , конечно, несет ответственность, но не дает гарантии. Если говорить о преподавании иностранных языков в общеобразовательных школах, то здесь существует множество проблем. Но что касается точных технических наук – в этом плане самые обычные школы даже опережают многие топовые гимназии по качеству образования (потому что есть наработанная годами база и по-настоящему талантливые педагоги с огромным стажем работы). С языками есть проблемы, поскольку сегодня все еще сохраняется стереотип у молодых специалистов: если владею языками, то пойду в менеджеры, переводчики и т.д., но не в школу. Многие талантливые выпускники профильных вузов боятся школы, боятся детей. Кажется, что в классе тебя просто «съедят». Но этот миф развеивается уже после первого проведенного урока. Молодым специалистам советую преподавать. Это уникальный опыт, который не приобретешь в офисе.

Заработать учитель может не только в школе. Сегодня есть стереотип, что бюджетники – люди крайне бедные и несчастные. С этим не согласится ни один учитель, который заинтересован в своей профессии и привык в жизни действовать, а не стенать. Работая или подрабатывая репетитором, можно существенным образом улучшить свое материальное положение. С  развитием такого направления как онлайн-репетиторство, такая работа еще и крайне удобна.

Престиж профессии зависит от самих учителей. Можно зацикливаться на минусах и недостатках, а можно каждый день стараться изменить ситуацию к лучшему. Очень надеюсь, что количество молодых учителей, выбирающих второй путь, с каждым годом будет расти. 

Молодой учитель Занина Алена Леонидовна

Молодой учитель Занина Алена Леонидовна

Занина Алена Леонидовна
Окончила Амурский гуманитарно-педагогический государственный  университет
Работала и работает  в лицее ЦИЯ (Центр иностранных языков)  при университете (Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет)._ Репетитор английского и японского языков _

Решение преподавать возникло в тот момент, когда поняла, что могу поделиться своими знаниями. Просто говорить на иностранных языках мне мало, я хочу, чтобы учащиеся с моей помощью узнавали что-то новое, совершенствовались, развивались.

В школе я не работала. Мне кажется, что правильное отношение к иностранному языку формируется несколько позже, когда ты уже способен самостоятельно определить свои жизненные интенции, достаточно мотивирован и осознанно подходишь к выбору. В моем городе в лицеях дети изучают два иностранных языка (английский плюс один на выбор: японский, китайский, немецкий и т.д.). Это уникальная возможность, но дети недостаточно мотивированы, а педагоги и родители часто не в состоянии заинтересовать. Возможно, в будущем я пойду в школу, но только когда накоплю достаточный опыт, чтобы увлечь детей, а не терзать упражнениями, польза которых отнюдь не очевидна школьникам.

Современные ученики любознательные и, выражаясь молодежным языком, «продвинутые». Они с ранних лет умеют пользоваться компьютером, смартфоном и прочими гаджетами, являются активными интернет-пользователями, а потому не имеют недостатка в информации. Они многим интересуются, хоть порой и поверхностно. Поскольку я не имею опыта работы с маленькими детьми, сложно говорить о младших школьниках, но студенты вполне адекватны и не сидят на занятиях в телефонах, играя в игры, а максимум пользуются онлайн-словарем, электронным конспектом или учебником.

Система образования , на мой взгляд, имеет три главных минуса: стиль преподавания «old-school»; слишком большая нагрузка по всем школьным предметам и ложные установки (детей часто учат не для того, чтобы научить, а для того, чтобы они сдали экзамены, тем самым подтвердив «высокую» репутацию школы и педагогов).

Я не берусь судить старшее поколение учителей, поскольку без школы не было бы вуза, не было бы любимой профессии, но мир изменяется, дети растут и развиваются не в том обществе, которое было 40 или 30 лет назад. Многие «безусловные» ценности давно утратили свою актуальность. Я говорю не о нравственном воспитании, конечно. А, например, об установках на то, что педагог – высший авторитет, подчиняться которому следует беспрекословно (равно без объяснений причин). Современные дети не понимают и не принимают такого подхода. 
Тонко подмечено: 6 вопиющих ошибок учителей
Лидеры, зубрилы и фрики: какие социальные роли достаются школьникам

Школа не должна являться надзирательным учреждением. В школьные годы формируется личность, которой для гармоничного развития нужна свобода. Свобода не в смысле вседозволенности и попустительства, а как осознанная возможность принимать самостоятельные решения (без страха, что при малейшей ошибке тебя вызовут на «ковер» к директору или лишат карманных денег дома).

Заработной платой сложно быть довольным на все сто процентов. Но я уверена, что это касается не только учителей. Вполне допускаю, что топ-менеджеры крупных коммерческих организаций тоже вечером на кухне жалуются женам на несоответствие трудозатрат и уровня заработной платы. Это наша общая черта: всегда хочется больше, чем имеешь.

Учитель может неплохо зарабатывать, даже если живет и работает в небольшом населенном пункте. Можно давать частные уроки, можно это делать не только в формате «живого» взаимодействия, но и по скайпу, например. Я для себя выбрала именно такой формат работы и сегодня не жалуюсь на постоянную нехватку средств.

Родителям хотелось бы пожелать учиться вместе с детьми. Современный мир настолько многообразен, что в нем невозможно быть абсолютно образованным. Всегда есть что-то (те же иностранные языки), где можно улучшить свои знания и навыки. Не пинайте ребенка за двойку. Лучше встаньте на его место, чтобы быть «на одной волне». Начните изучать иностранный язык, пойдите на курсы флористики или декупажа, научитесь пользоваться фотошопом… Возможно, многие мамы, прочтя эти строки, снисходительно улыбнутся: мол, девушке легко рассуждать, не имея троих детей, которые требуют постоянного контроля и перманентной заботы. Но что я знаю точно: ребенок будет счастлив, если родители будут расти (духовно, интеллектуально, творчески) вместе с ним. 

Молодой учитель Волкова Александра Владимировна

Молодой учитель Волкова Александра Владимировна

Волкова Александра Владимировна
Окончила Тобольский Государственный Педагогический Институт имени Дмитрия Ивановича Менделеева по специализации «Учитель английского языка».
Работала в МОУ СОШ №1 (г. Нефтеюганск), МОУ СОШ №4 (г. Тобольск),  частной языковой школе «Эксперт» (г. Калининград).
_ Репетитор английского языка _

Решение преподавать возникло довольно рано, потому что моя любимая бабушка была учителем и многое мне об этой профессии рассказывала. Глядя на нее, я сформировала светлый образ педагога и никогда не ассоциировала профессию учителя с какими-то негативными моментами. Кроме того, мне с детства нравился английский язык. Я всегда помогала одноклассникам: объясняла правила, делала переводы. Мне кажется, преподавательское зерно начало прорастать в моей душе еще в самом раннем детстве.

Первый преподавательский опыт я получила в общеобразовательной школе. Тогда передо мной сидели ученики пятого класса. Хотя и был написан план урока, и знала материал наизусть, было страшно начать и просто даже говорить. Но как потом выяснилось, ребятам все понравилось, а затем они уже с интересом шли на мои занятия. Конечно, за период работы в обычной школе со мной происходили разные ситуации, и порой было нелегко.

За два года выросла моя уверенность в том, что я делаю и как делаю на своих уроках. Практики у меня было достаточно: уроки в школе, занятия на дополнительных курсах после основной работы, лекции, семинары с заочниками, также были и занятия для преподавателей, на которых мы могли делиться опытом и совершенствовать навыки. 
Лидеры, зубрилы и фрики: какие социальные роли достаются школьникам
Домашняя работа: как повысить усидчивость и успеваемость школьника

Престиж профессии , к сожалению, недостаточно высок. Несмотря на мою безграничную преданность профессии (как бы пафосно это ни звучало, но я искренне убеждена в том, что педагогика – мое призвание) в школах я видела разное отношение учеников, а порой и их родителей, к учителю. Можно сказать, что учителю чаще отводиться роль няньки, нежели педагога, передающего накопленный опыт и знания. В классно-урочной системе нет возможности импровизировать и учитывать особенности каждого студента. Часто учащиеся относятся к учителю как «нравоучающему субъекту», а не примеру для подражания.

Работа с детьми требует полной самоотдачи, а потому нередко страдает личность и психика педагога. Все ученики разные, и под каждого педагог старается подстроиться, понять, услышать и, соответственно, к концу каждого рабочего дня выматывается психологически и физически. Я не говорю, что другие профессии легче или требуют меньших усилий. Но быть хорошим учителем – это тяжелый труд.

Современный ученик мотивирован, нацелен на результат, действительно интересуется предметом, легко идет на контакт и готов обсуждать разные темы, открыт к новым идеям и разнообразным заданиям, много путешествует и общается в соц. сетях с людьми по всему миру. Если говорить о минусах, то школьники нередко ленятся, стараются схитрить, найти уловки, чтобы выполнять меньше заданий и тратить на самостоятельную работу меньше времени. Но так было всегда. Моя бабушка могла бы назвать ровно те же недостатки своих учеников, которые сами давно уже мамы и папы.

Экзамены – одна из самых болезненных проблем существующей системы образования. Возможно, стоит пересмотреть отношение к экзаменам… Так ли они нужны, как мы привыкли думать? Появление единого экзамена усложнило жизнь простого выпускника в разы, и, как показывает практика, знания, полученные ради успешной сдачи ЕГЭ, не применяются в жизни. Помимо выпускных испытаний большой вопрос вызывает существующая в школах система поощрения, или оценивания. Дети зависимы от отметки, что должно волновать родителей и учителей. Отметка становится целью. Школьник часто не понимает и не видит смысла в выполняемых заданиях и изучаемом материале, ведь его задача – получить пятерку.  

Хотелось бы , чтобы у учителя было больше времени на творчество и меньше бумажной работы «в стол».

Главной тенденцией глобального мира становится онлайн-обучение. В школах информационные технологии должны использоваться более активно. Технологии, в первую очередь, должны упрощать работу педагогов, снимать с нас часть формальной работы, которая связана с бумагомарательством, а не обучением детей.  
За двадцать лет в образовании произойдут незначительные изменения, если только не откроют какой-то очередной экспресс метод изучения любого языка. Учитель станет более открытым, будет пользоваться различными методиками, будет мобильным, увеличит свой культурный бэкграунд, сможет легко адаптироваться под запросы студентов.

За двадцать лет в образовании произойдут незначительные изменения, если только не откроют какой-то очередной экспресс метод изучения любого языка. Учитель станет более открытым, будет пользоваться различными методиками, будет мобильным, увеличит свой культурный бэкграунд, сможет легко адаптироваться под запросы студентов.

Форменное безобразие: что делать, если ребенок не хочет носить форму?
«Эй, ботаник!»: что делать, если ребенка обзывают в школе