Психология5 мин.

В кино с «Летидором»: смотрим с психологом мультфильм «Малышарики»

© Depositphotos

И разбираемся, какой контент подходит для самых юных зрителей.

Сколько времени ребенок 1-2 лет может проводить перед экраном без вреда для здоровья? Что допустимо показывать в таком возрасте, а что нет? На что важно обратить внимание при выборе мультфильма? На эти и другие вопросы специально для «Летидора» ответили продюсер анимационного сериала «Малышарики» Анна Кораблева (@malyshariki_official) и детский психолог Александр Покрышкин (@apokryshkin). Также на примере «Малышариков» наши эксперты рассказали, о чем можно поговорить с ребенком после просмотра мультфильмов.

Что такое 0+ или «детский контент»

Анна Кораблева, продюсер мультсериала «Малышарики»

Анимация и вообще цифровой контент для самой младшей аудитории — вопрос непростой. Помимо того, что мультфильм должен быть безопасным для детской неокрепшей психики (то есть в нем не должно быть сцен насилия, смертей и жестокости), он должен быть полезным как для ребенка, так и для родителя.

Возрастная маркировка — 0+, 6+, 12+, 16+, 18+ — носит рекомендательный характер, то есть вас предупреждают о составляющих того или иного контента. Любой мультфильм, который транслируется по телевизору, показывается в интернете или выходит на большие экраны, должен быть промаркирован в соответствии с законом.

На наш взгляд, мультфильм с рейтингом 0+ — это, прежде всего, терапевтическая сказка.

В ней милые и понятные малышу персонажи попадают в знакомые ребенку ситуации: отличие других детей от него; шалости за столом; игры во дворе; знакомство с другими детьми и прочие.

Кадр из мультфильма «Малышарики»

Как создают мультфильм для самых маленьких

Сюжет

Команда психологов и методистов прорабатывает релевантные для базового развития детей темы: цвета, формы, вкусы, запахи, противоположности (высоко-низко, маленький-большой).

После этого пишется инструкция с уточнением особенностей подачи материала, то есть как и что должно быть показано. Сценарист будет использовать такую методичку для создания сюжета серии.

Анимация

Основная особенность «Малышариков» — съемки. То, что вы видите на экранах, — это не нарисованная комната, а абсолютно реальный стол, который стоит у нас в петербургской студии.

Каждая серия — отдельная съемка, стол украшают художники-постановщики согласно сценарию и режиссерской задумке, а оператор снимает длинные и короткие сцены с фигурками персонажей. На следующем этапе производства их заменят на анимированных персонажей, которые будут прыгать и бегать (но не очень быстро, чтобы ребенок успел воспринять движение).

Мы осознанно выбрали именно такой метод создания мультфильма, чтобы не травмировать нервную систему малыша.

Ребенок видит реальный мир, не просто анимированную картинку, а настоящий стол, как у родителей или у него самого, на котором стоят знакомые ему кубики и пирамидки или тарелка с яблоками, как у мамы на кухне.

Цвета

Цветовая гамма тоже выбрана неспроста: пастельные оттенки не перегружают зрение ребенка и его нервную систему. Сами персонажи контрастны фону, то есть ярче всего окружения на полтона. Это сделано для того, чтобы ребенку было проще отделить их от всего остального пространства и не отвлечься на что-то еще.

Кадр из мультфильма «Малышарики»

Закадровый голос

В некоторых советских шедеврах присутствует автор-сказитель. В нашем же мультфильме закадровый голос — это голос мамы (актриса театра и кино Анна Геллер) и папы (народный артист России Константин Хабенский).

Мы знаем, что некоторые родители смотрят мультфильм со своими детьми, поэтому решили сделать его полезным и для них: некоторые фразы «мамы» и «папы» из серий можно использовать и в реальной жизни.

Например, как может ответить мама, когда малыш очень долго одевается, как папа может подбодрить, когда ребенок вдруг застеснялся.

Музыка

На нашем проекте неизменно работают композиторы Марина Ланда и Сергей Васильев. Именно они пишут музыку и песни. Дети запоминают слова из них и танцуют под веселые детские мелодии.

Тексты песен — это повторение основных тезисов серии.

Стоит ли показывать мультфильмы малышу в 1-2 года

Александр Покрышкин, детский психолог, игровой терапевт, эксперт по методике DIR/Floortime

Всемирная организация здравоохранения не рекомендует просмотр мультфильмов детям до двух лет.

Авторы рекомендаций считают, что это может негативно сказаться на развитии детей, и советуют до двух лет использовать экраны только для общения с близкими.

Тем не менее, если вы начали показывать мультфильмы в таком возрасте, то я советую использовать их сюжеты как материал-подсказку для игры с малышом. Поиграть в такую же игру, поговорить голосами героев, спеть услышанную песенку и потанцевать.

Например, вы можете взять мотив из серии «Мыльные пузыри» и попробовать надувать пузыри, как делают это герои серии. Главный критерий — это удовольствие малыша, ему должно нравиться происходящее, и тогда он будет вовлекаться в процесс.

Кадр из мультфильма «Малышарики»

На что обратить внимание после просмотре мультфильма

После просмотра серии обратите внимание на то, как ведет себя ребенок. Повышенная двигательная активность, яркие эмоциональные реакции, трудности с успокоением — это признаки того, что малыш перевозбужден.

Например, если через 20 минут перед экраном ребенок стал беспокойным, то стоит ограничить время просмотра.

Однако важно проявить гибкость: обратите внимание, как ваши сын или дочь ведут себя целый день, а не только перед экраном, — возможно, что-то случилось еще до просмотра.

Как обсудить с малышом увиденное на экране

Ребенок в 1,5-2,5 года еще только учится говорить, так что обсудить с ними мультфильм — задача сложная для большинства родителей. Маленькие дети крайне чувствительны к эмоциональной части общения.

Поэтому говорить с ними лучше короткими фразами и эмоционально.

Для простоты общения можно использовать язык мультфильмов:

  • «Может быть, тебе сделать это вместе с (имя друга ребенка)? Может, сделаем это вместе?»
  • «У Пандочки шарики! У нас тоже есть шарики! Пойдем посмотрим?»
  • «Какая хорошая игра! Нужно будет обязательно сыграть в нее сегодня/ завтра/ вместе с (имя друга ребенка)».
  • «Интересно, что это затеяла Пандочка?» и др.

В то же время ребенок постоянно учится воспринимать новое. Поэтому мы можем прислушиваться к своей интуиции и говорить с ним сложнее, если у нас есть ощущение, что он или она уже это понимает.

Читайте нас также в Яндекс.Дзен! Подписывайтесь на наш канал!

Фото: Depositphotos, кадры из мультфильма «Малышарики»