Опубликовано 16 июля 2020, 00:20

В кино с «Летидором»: смотрим с психологом мультфильм «Смешарики»

Разбираем эпизод популярного мультсериала, который поможет маленьким зрителям поверить в свои силы и научиться доверять — себе и своим близким.
В кино с «Летидором»: смотрим с психологом мультфильм «Смешарики»

© кадр из мультфильма

Родители теряются среди разнообразия контента, который транслируется сегодня по телевизору. Полезен ли опыт героя конкретной серии, как поступки персонажей скажутся на поведении вашего ребенка и что несет в себе каждый сюжет — этими вопросами задаются родители, когда выбирают к просмотру мультфильмы.

Сегодня мы попросили детского игрового терапевта Анну Резникову рассказать нам о том, как сделать просмотр любимого сериала вашего ребенка не только интересным, но и полезным на примере популярного мультфильма «Смешарики» от Группы Компаний «Рики».

ОРКТ-терапевт, детский игровой терапевт Анна Резникова

ОРКТ-терапевт, детский игровой терапевт Анна Резникова

О чем мультфильм

Мультсериал «Смешарики» появился в 2003 году, за это время было создано более 600 серий, три полнометражных фильма, проекты «ПинКод» и «Малышарики», а также тематические «Азбуки со Смешариками». В каждой серии круглые персонажи — разумные существа, напоминающие животных, — сталкиваются с неоднозначными проблемами из взрослой жизни, которые адаптированы под младшую аудиторию.

По мере взросления ребенок, а затем подросток и взрослый будет открывать для себя разные смыслы в каждой из серий.

Сегодня сериал популярен не только в России, но и в мире: «Смешарики» идут в 70 странах и дублированы на 13 языков.

Кадр из м/ф «Смешарики»

Кадр из м/ф «Смешарики»

Смотрим мультсериал с ребенком

Каждая серия мультфильма затрагивает определенный вопрос, который будет близок не только взрослому, но и ребенку — это может быть как тема дружеских или семейных отношений, так и тема отношения к жизни.

Однозначного ответа на тот или иной вопрос «Смешарики», как правило, не дают, но они заставляют зрителя сделать вывод самостоятельно.

Я всегда советую родителям знакомиться с контентом, который смотрят их дети, или с тем, который они хотели бы показать своему сыну или дочери.

Для этого достаточно прочитать описание мультсериала, посмотреть одну или две серии и сделать вывод — стоит ли показывать данный контент детям.

Помимо того, что вы познакомитесь с сюжетами и героями серий, вы сможете понять особенности детского общения. Ни для кого не секрет, что в мультфильмах используется простая лексика, так как она ближе и понятнее детям. Эта особенность поможет вам подобрать нужные слова, чтобы начать разговор с ребенком. Конечно, это необходимо сделать только тогда, когда вы и сами будете готовы к беседе, чтобы не было напряжения и диалог был дружеским, а не назидательным.

Нет универсального рецепта, как найти подход к каждому малышу, все индивидуально. В этой статье я даю лишь наброски, которые вы можете взять за основу для разговора. Для этого я разбираю серию «Природное свойство» и даю несколько вариантов вопросов, которые вы сможете задать ребенку.

Тема эпизода — доверие. На протяжении всей серии Копатыч и Лосяш пытаются выяснить, умеет ли летать Кар-Карыч. Друзья создают разные ловушки и препятствия таким образом, чтобы их пернатый друг наконец показал, что он именно из «летающих».

Кадр из м/ф «Смешарики»

Кадр из м/ф «Смешарики»

Они обрушили мост, убрали лестницу к двери дома Кар-Карыча, установили за ним слежку, но все это было напрасно — герой не отчаивался и использовал обходные пути для препятствий.

В итоге Копатычу становится стыдно из-за того, что они с Лосяшем перестали доверять своему другу и следят за ним исподтишка вместо того, чтобы напрямую спросить о его способностях к полету. Весь этот разговор слышит Кар-Карыч, он в это самое время красил крышу дома. Пернатый друг понял, из-за чего на него было обращено столь пристальное внимание.

Серия дает понять зрителю, как важно доверять друг другу, спрашивать напрямую и не устраивать проверки, которые приводят к неприятным последствиям — Кар-Карыч падает с лестницы и травмирует лапу.

Мы видим, как важно не забывать о чувствах других людей, помнить, что вы не всегда можете получить ответ на свой вопрос немедленно.

Ваш вопрос может быть неприятен человеку именно в этот конкретный момент, поэтому не надо давить на собеседника. Помимо этого нужно также понимать, насколько именно вы готовы к правде, готовы к принятию другого человека таким, какой он есть.

Само по себе базовое доверие формируется у детей еще на первом году жизни. Оно тесно связано с мамой и с безусловной любовью, но с течением времени это чувство может сохраниться или трансформироваться под влиянием жизненного опыта.

Кадр из м/ф «Смешарики»

Кадр из м/ф «Смешарики»

Если вам удалось разговориться с ребенком, то вот несколько вопросов, которые вы можете ему задать:

1. Что ты понял из просмотренного? Интересует ли тебя эта тема? Хочешь ли ты ее обсудить?

2. Почему важно признаваться в том, что ты чего-то не умеешь? Что ты чувствуешь при этом? Да, возможно, это неприятно, больно и обидно сознаваться в чем-то, но зато потом ты не будешь думать о том, что что-то скрываешь от друзей и близких.

3. Как ты думаешь, поддержали бы тебя друзья, если бы ты поделился чем-то сокровенным или личным?

Если ребенок говорит, что с кем-то не готов поделиться, спросите почему и как он отделяет «личное» от того, чем можно делиться со всеми.

4. Что ты боишься показать всем? Какая тема тебя смущает?

Если малыш говорит, что стыдится своего незнания или отсутствия опыта в чем-то, то попробуйте мягко заверить его, что нет такого человека, который знает и умеет все. Поясните, что его знание и незнание отличает его от других, делает уникальным.

5. Кому ты доверяешь?

Обязательно нужно затронуть этот вопрос. Для начала важно рассказать, что доверие строится не на вседозволенности, а на четком понимании границ друг друга (что и когда можно делать, а что — нет). А потом обсудите, почему без доверия не бывает близких отношений.

Эти вопросы можно задавать не сразу, а постепенно, по мере того, как вы почувствуете свою готовность и готовность вашего чада к разговору.

Какие проблемы в общении помогают решить мультфильмы

В первую очередь это преодоление барьера между родителем и ребенком. Совместный просмотр объединяет, раскрепощает. Вы начинаете интересоваться, чем увлекается ребенок, обмениваетесь впечатлениями и мыслями.

Так вы перейдете к диалогу, положите начало дружбе и взаимопониманию.

Сериал не поможет решить вашу проблему, ее решаете вы сами. Но просмотр мультфильма может стать отправной точкой для честного разговора на конкретную тему. Через рефлексию и диалог вы поймете, что для вас значит тот или иной вопрос.

Фото: Depositphotos

Читайте нас также в Яндекс.Дзен! Подписывайтесь на наш канал!