В кино с «Летидором»: смотрим с психологом мультфильм «Фиксики»
Мы привыкли думать, что мультфильм — это способ научить ребенка чему-то новому, рассказать ему о том, чего вы сами не знаете. Эпизоды детских сериалов уже давно воспринимаются как способ общения с ребенком. Сегодня мультфильмов так много и выбрать тот самый, который будет и развлекать, и подавать хороший пример, и учить — это довольно нетривиальная задача.
Сегодня мы попросили детского и подросткового психолога Максима Прохорова (catinboots/ВКонтакте) посмотреть серию популярного образовательного мультсериала и рассказать, что можно обсудить с ребенком за его просмотром.
О чем мультфильм
«Фиксики» — это маленькие человечки, с которыми дружит главный герой — знают о мире людей почти все, они расскажут и как устроен простой электрический чайник и посвятят ребенка в историю создания воздушного шара.
Герои мультсериала
ДимДимыч — мальчик, которому удалось подружиться с маленькими человечками, которые обладают неординарным интеллектом.
Симка и Нолик — фиксики, брат и сестра, которые живут в доме ДимДимыча. Симка очень много знает о человеческом мире и делится своими познаниями с ДимДимычем и Ноликом. Родители Симки и Нолика — Мася и Папус — обучают своих детей самостоятельно, а позже отдают их в школу к их дедушке — профессору Дедусу.
О чем дети узнают из эпизодов
Серии построены по схеме — развлекай и обучай. Так, в каждом эпизоде мы встречаем мальчика ДимДимыча или девочку Катю, которым около 10 лет.
Полагаю, что таким образом зритель может отождествить себя с ними и внимательнее относиться к информации, которая присутствует в серии.
В некоторых эпизодах акцент сделан не только на познавательной части, но и на воспитательной. В таких сериях маленькие человечки — фиксики Нолик и Симка — выступают либо учителями, либо совестью для ДимДимыча.
Разбираем серию «Термометр»
В этой серии мальчик пытается избежать контрольной по математике, так как не готов к ней. Он придумывает обмануть маму и сказаться больным. Для этого он нагревает ртутный градусник в ванной, из-за чего тот показывает 40 градусов.
Симка требует немедленно встряхнуть термометр, чтобы сбросить ненастоящую температуру. ДимДимыч соглашается, но прибор выскальзывает у него из рук и разбивается об пол. Симка велит мальчику позвать маму и попросить ее о помощи, но мальчик боится это делать — так раскроется его обман.
Тогда младший фиксик — Нолик — говорит хорошую фразу «Может, лучше признаться», тем самым подталкивая ДимДимыча к честному разговору и решению проблемы с разбитым прибором.
В итоге родители Симки и Нолика убирают опасную ртуть, но говорят, что «человеческий мальчик» должен разобраться с осколками вместе со своими родителями. Тут в комнату входит мама ДимДимыча, заставляя фиксиков спрятаться. Она интересуется, что не так с сыном, так как вид у него понурый.
Тут ДимДимыч и признается, что разбил термометр, но вместо ругани слышит заботу — «Разбил? Ты не порезался? А ртуть не трогал?».
Мне кажется, самое важное — это в такой момент проявить заботу о ребенке, а не читать нотации.
Задавая наводящие вопросы об обстоятельствах происшествия, мама ДимДимыча выводит его на фразу: «Я хотел тебя обмануть, чтобы не идти в школу». Полагаю, что в такие моменты родители должны быть чуткими слушателями, теми, кто выяснит причину и обстоятельства, при которых произошла катастрофа (по детским меркам, конечно).
Именно мягкий, ненавязчивый разговор между взрослым и ребенком настраивает на доверительные отношения. Если вы хотите подружиться со своим ребенком, то попробуйте научиться хоть чуть-чуть понимать его мир.
Для этого вам не нужно следить за ним каждый день, контролировать каждый его шаг или выспрашивать о том, чем он живет.
Достаточно будет нескольких мягких касаний. Одно из них — это какое-то совместное времяпрепровождение.
Например, если вашему ребенку нравятся мультфильмы, то попробуйте посмотреть их с ним.
Что обсудить с ребенком после просмотра мультфильма
Если вы готовы на диалог с вашими сыном или дочерью, то вот примерные темы, которые я бы советовал обсудить во время совместного просмотра.
1. Начинайте с простых вопросов: кто тебе нравится больше в этом мультике? Интересно ли тебе то, что произошло в серии? А у тебя такое бывало?
2. Для обсуждения с дошкольником и младшим школьником можно поднять вопросы о межличностных отношениях: а тебе помогают друзья? Можешь ли ты соврать, если нужно помочь другу? Когда нужно говорить правду? Почему правда полезна?
3. С младшими подростками поговорите о том, как важно признавать свои ошибки. Спросите их, почему, на их взгляд, бывает сложно признаться в обмане? Какие чувства они испытывают при этом? Почему легко догадаться, что человек говорит неправду (краснеет, путается в истории, не смотрит в глаза)?
Начать разговор может быть непросто, но думаю, что стоит попробовать эмоционально реагировать при просмотре мультфильма, если, конечно, у вас герои и их поступки либо сюжетные повороты вызывают эту реакцию.
Например:
● «Надеюсь, с ДимДимычем все хорошо, и он не заболел»
● «Что же ДимДимыч задумал? Ничего себе план! А ты бы на такое решился?»
● «Ой, что же будет, если мама узнает!»
● «Как считаешь, почему Нолик советовал ДимДимычу признаться?»
● «Ой, что сейчас будет! Мама зашла в комнату и, кажется, сейчас раскроет обман»
Разговор о мультике не должен превращаться в допрос, можно припомнить его при случае (во время прогулки, игры, поездки куда-то).
Можно спросить о мнении ребенка, но не стоит ждать развернутых ответов, их может пока не быть просто потому, что образ в голове у ребенка не сформировался в слова или есть стеснение перед взрослым.
Тут важнее выразить свое мнение, показать, что вы не стесняетесь рассказать о своих симпатиях/антипатиях, о своих чувствах и мыслях. Так ребенок тоже будет постепенно делиться с вами.
Полагаю, что для начала уже неплохо, если родитель выразит свое небезразличие к тому, что занимает ребенка, что ему интересно, что его волнует.
Зачем вместе смотреть и обсуждать мультфильм
Я считаю смотреть мультфильмы важно, в разумных количествах, конечно. У меня взгляд именно психолога, тут родителям, конечно, стоит почитать, что говорят врачи-офтальмологи.
С моей точки зрения, разумно начинать просмотр мультфильмов, которые длятся 7-10 минут. Одного в день вполне достаточно.
Конечно, важно учитывать интерес к мультфильму самого ребенка.
Не стоит насильно включать тот сериал, который нравится только вам, лучше отдать предпочтение вкусу сына или дочки.
Читайте также
Иногда дети берут пример с героев мультфильма, начинают им подражать, повторять за ними фразочки или копируют манеру речи. В этот момент нужно понять, что именно зацепило вашего ребенка в герое или сюжете, что оказалось ему близко, почему он пытается походить на персонажа. Чтобы это выяснить, нужно разговаривать с ребенком, а иногда и вместе смотреть мультфильмы.
Задавая вопросы, вы повышаете рефлексивность ребенка, то есть обучаете его заглядывать внутрь себя, сравнивать свой опыт с опытом окружающих.
Например, вопросами «А что тебе нравится в Симке? Почему считаешь ее хорошей/ крутой?» вы уточняете, какие личностные качества выделяет и применяет к себе ваш сын/дочь. Спросите «Как бы поступил на твоем месте Нолик?» и вы увидите, как ребенок начнет «отыгрывать» его роль и, тем самым, искать решение той или иной проблемы.
Желательно, чтобы родители были в курсе того, чем увлекаются их дети, пока последние позволяют это делать.
Осведомленность — это шанс на бОльший контакт в подростковом возрасте, бОльший процент доверия (значит, будет меньше секретов и тайн).
В конце концов, искренняя заинтересованность родителя в том, чем живёт их ребенок, — это всегда ключ к дружбе и взаимопониманию.
Следует помнить, что важно не просто выстраивать диалог, но и делиться своим опытом. Не забывайте рассказывать, какие мультфильмы нравились вам, какого героя лично вы считали примером для подражания, что в нем было особенного. В этот момент обойдитесь без излишней критики — «а в мое-то время такие герои были, что ваши — просто мелочь».
Будьте внимательны и терпеливы, учитесь слушать и слышать то, что вам говорят. На мой взгляд, это основной секрет дружбы между взрослыми и детьми.
Фото: кадры из мультфильмов