Психология

Почему легенду о Петре и Февронии не одобрили бы современные психологи

© Depositphotos

Разбираем 3 спорных момента в легенде о почитаемых в России святых.

8 июля в России празднуют День семьи, любви и верности, символом которого стали святые Петр и Феврония.

В чем с них не стоит брать пример?

Конечно, мы понимаем, что всерьез критиковать легенды — дело неблагодарное. Не станем же мы обсуждать, зачем богини не разделили яблоко Париса на три равные части, а устроили непонятно что.

Но история князя и его жены действительно вызывает ряд вопросов. Тем более что праздник — вполне современный, поскольку появился относительно недавно — в 2008 году. По одной из версий, это было сделано в пику европейскому дню Святого Валентина, что само по себе не слишком логично — многие литературоведы находят параллели между повестью о святых и западноевропейским эпосом, а также с историей Тристана и Изольды.

Версий повести множество, а житием она была официально признана только в 1457 году после канонизации героев, но общая концепция — одна.

Так ли идеальна история любви Петра и Февронии? Что бы не посоветовали брать на заметку психологи?

© Depositphotos

Говорить иносказаниями

Как мы помним, князь муромский Петр убивает змея, но ядовитая кровь врага приводит к болезни — все тело князя покрывается струпьями. В поисках спасения он узнает, что некая крестьянка может его исцелить. Девица с первых минут демонстрирует эрудицию и умение говорить загадками.

Например, сетует, что дом у нее без ушей, а горница без очей, тем самым давая понять, что у нее нет собаки, которая бы могла его услышать, и ребенка, который бы выбежал и доложил о госте.

В сказках про смышленых дочек и мудрых дев такой разговор загадками смотрится хорошо, в реальности же иносказания все только портят. Не важно, бойкот ли это, многозначительные намеки и вздохи или раздраженное «сам подумай».

Чем четче посыл, тем больше вероятность, что вас поймут.

© Depositphotos

Шантажировать и манипулировать

Впрочем, когда речь зашла об исцелении, Феврония заговорила достаточно понятно: вылечу, если согласишься на мне жениться. Обещанию князя девица не поверила — оставила один струп. И, как оказалось, не зря — тот и не собирался венчаться с крестьянской дочкой.

Но струпья появились снова — пришлось идти с повинной, просить прощения и поступать как честный человек.

При желании это можно истолковать как готовность прощать друг друга и смиряться с недостатками, но в реальности такие угрозы ничем хорошим не заканчиваются, а основанный на них «добрый мир» долго не держится.

© Depositphotos

Решать за другого

Феврония становится княгиней, что совершенно не нравится ее новым подданным — вчерашняя крестьянка будет ими командовать. В конце концов они решают прогнать выскочку, и та смиренно соглашается, но снова с условием: ничего не брать с собой, кроме мужа своего, князя Петра.

Князь, судя по всему, решительностью не отличался — ни боярам не мог противостоять, ни жене.

Он следует за ней, но без особого желания, а по пути и вовсе начинает сомневаться: правильно ли он поступил, а не вернуться ли.

В легенде все заканчивается хорошо — бояре одумались и попросили пару вернуться.

В жизни же, решая за другого, мы не даем человеку возможности нести ответственность, а значит, в случае неудачи непременно окажемся виноватыми и уж точно не станем хорошей иллюстрацией ко Дню семьи и любви.

Читайте нас также в Яндекс.Дзен! Подписывайтесь на наш канал!

Фото: Depositphotos