Вспоминаем легенду о Петре и Февронии: 5 заповедей счастливой семьи
Психология легенды о Петре и Февронии: 5 заповедей счастливой семьи
С 2008 года у россиян появился новый значимый праздник – День семьи, любви и верности, отмечаемый 8 июля.
Дата выбрана неслучайно: 8 июля (25 июня по старому стилю) – день памяти православных святых Петра и Февронии Муромских, покровительствующих семье и супружескому счастью. Ученые до сих пор спорят, кем на самом деле были легендарные Петр и Феврония, муромский князь и рязанская крестьянка, чью историю любви увековечил в середине XVI века писатель Ермолай-Еразм, изложив на пергаменте местные предания.
Однако нам, не исследователям, интересно другое: почему почти пять столетий спустя «Повесть о Петре и Февронии» не забывается, почему она волнует умы и сердца не только верующих, но и людей невоцерковленных? Возможно, тому причиной секреты и ценности гармоничного семейного союза, над которыми время не властно.
Какие же заповеди счастливого и долгого брака таит в себе муромская легенда?
Неравный союз может стать счастливым
Петр был братом Павла, правящего князя Муромской земли, Феврония – крестьянкой, дочерью рязанского бортника (говоря современным языком, семья занималась заготовкой меда диких пчел). Многим и сегодня кажется сказкой брак Золушки и Принца – выходцев из разных социальных слоев, а что говорить о шестнадцатом веке?
В легенде рассказывается, что знать не была довольна решением Петра взять в жены простолюдинку: «Бояре, по наущению жен своих, не любили княгиню Февронию, потому что стала она княгиней не по происхождению своему».
Князь же оказался мудрее и прозорливее своего окружения: приданым его избранницы стали не жемчуга и меха, но нравственная чистота, честность, незаурядный ум, вера в мужа и абсолютная ему преданность, умение вести дом и быть надежным тылом во всем. Те самые качества идеальной жены, которые помогают ее супругу преуспевать и приумножать собственные богатства.
Супружество – это постоянная работа над отношениями
Февронии и Петру посчастливилось не на склоне лет, а смолоду понять, что залогом семейного счастья является взаимная готовность отдавать снова и снова второй половинке свои силы, любовь и энергию, посвящать ей свои таланты, уметь прощать, уступать, идти на компромиссы.
Феврония простила Петра, поначалу вместо сватов в благодарность за свое исцеление от жуткого недуга приславшего ей богатые дары.
Сундук с мехами, драгоценностями и шелком девушка отправила обратно в казну, а будущий властитель Мурома заболел опять: «И снова покрылся он весь струпьями и язвами, как и в первый раз.
И опять возвратился князь на испытанное лечение к девушке. И когда пришел к дому ее, то со стыдом послал к ней, прося исцеления. Она же, нимало не гневаясь, сказала: «Если станет мне супругом, то исцелится». Он же твердое слово дал, что возьмет ее в жены. Таким-то вот образом стала Феврония княгиней. И прибыли они в вотчину свою, город Муром, и начали жить благочестиво, ни в чем не преступая Божиих заповедей».
А Петр принял в своей супруге ее индивидуальность, глубокий ум («В женской голове твоей мудрость святых мужей заключалась») и готовность следовать выбранным жизненным путем, перенял ее искреннюю веру в Бога. Той, что при знакомстве показалась ему своевольной простолюдинкой, не почитающей князя, он впоследствии позволял принимать решения, важные для управления Муромской землей: «Скажите об этом Февронии, послушаем, что она скажет».
В браке «мы» важнее, чем «я»
Семейный статус всегда сопряжен с большей ответственностью за принятые решения и совершенные поступки, ведь их последствия коснутся не только вас, но и любимого человека, а в будущем – и ваших детей. Именно поэтому эгоизм одиночки в браке должен уступить «мы»-мышлению: одобрит ли мой шаг вторая половина, не ухудшат ли мои действия положение нашей семьи?
В «Повести о Петре и Февронии» постоянно говорится о том, что любящие и мудрые супруги жили в согласии, вместе правили и занимались благотворительностью – были единодушны во всех важных решениях.
Это подчеркивается и тем, что они в одно время приняли монашество и, как в сказке, покинули этот мир в один день и час, будучи духовно единым целым.
Вместе и в горе, и в радости
Неприязнь знати к княгине-крестьянке длилась долго. Однажды Петру поставлен был ультиматум: «Княже, готовы мы все верно служить тебе и тебя самодержцем иметь, но не хотим, чтобы княгиня Феврония повелевала женами нашими. Если хочешь оставаться самодержцем, путь будет у тебя другая княгиня. Феврония же, взяв богатства сколько пожелает, пусть уходит, куда захочет!»
К чести Петра, он не отказался от той, кого назвал супругой перед Богом и людьми, и отправился в изгнание вместе с Февронией. В Муроме случилась смута – каждый из бояр хотел занять княжий престол, и вскоре именитые вельможи и горожане прибыли к Петру и Февронии с повинной головой: вернитесь, нет без вас мира и покоя на Муромской земле.
Легенда гласит: «Блаженный князь Петр и блаженная княгиня Феврония возвратились в город свой. И правили они, соблюдая все заповеди и наставления Господние безупречно, молясь беспрестанно и милостыню творя всем людям, находившимся под их властью, как чадолюбивые отец и мать».
Доверие прежде всего
Когда в отношения вмешивается «третий лишний», даже если это близкие родственники, такие попытки нужно пресекать, иначе можно потерять семейное согласие. Однажды некто оговорил Февронию перед Петром: мол, княгиня перед тем, как встать из-за стола, собирает в руку крошки, будто голодная, по крестьянской привычке.
Князю стало стыдно за жену, и он решил ее прилюдно проучить: после обеда взял Февронию за руку, разжал ее ладонь, но вместо крошек увидел дорогие церковные благоухания – ладан и фимиам. Петру стало стыдно, но уже за себя, и с того дня он больше никогда не прислушивался к чужим словам и наветам о второй половинке.
Доверие и уважение в его отношении к Февронии стало таким же полным, каким оно было с ее стороны.
Встречайте День семьи, любви и верности в кругу самых дорогих вам людей! И обязательно поставьте дома букет ромашек – этот скромный и чистый солнечный цветок является символом светлого праздника.