Психология

Первые друзья: нужно ли влиять на круг общения ребёнка

Первые друзья: нужно ли влиять на круг общения ребёнка

Родители, которые тревожатся о будущем ребенка, склонны формировать круг его общения. Часто мамы и папы запрещают малышу общаться с неугодными им ребятами в школе и во дворе. Это вмешательство в личную жизнь крохи оправданно, если друзья влияют на него не лучшим образом.

Как только в доме появляется ребенок, родители уже всерьез задумываются, как и с кем малыш будет дружить и общаться в будущем. Этот вопрос возникает, если взрослые не довольны воспитанием окружающей детворы. Но когда же у ребенка на самом деле появляются первые друзья, как быть, если они не соответствуют вашим представлениям о будущей компании и что делать, если малыш не заводит друзей?

Друг или не друг

С точки зрения детской психологии, развитие потребности в общении со сверстниками и формирование дружеских отношений между детьми проходит несколько этапов. Даже малыши полутора-двух лет могут в играх отдавать предпочтение кому-то из соседей по детской площадке или яслям, но это происходит скорее неосознанно.

Дети до трех лет пока не могут понять желания и интересы другого ребенка, поставить себя на его место. Поэтому бывает, что игрушка или близкие люди оказываются для него интереснее, чем сверстники. Общаться с детьми кроха учится на втором году жизни. Он пытается привлечь к себе внимание, рассказать об успехах.

Постепенно у малыша пробуждается чувствительность к отношению окружающих и потребность в общении, причем сначала он, скорее всего, предпочтет компанию детей постарше, потом – тех, кто младше его, и лишь в последнюю очередь обратит внимание на ровесников.

Настоящий всплеск общительности приходится на период детского сада. Постоянно находясь в коллективе, дети охотнее выбирают себе друзей, но такие привязанности обычно не длятся долго.

На родительских форумах постоянно появляются истории о том, что дети каждый день рассказывают о все новых и новых лучших друзьях и ссорах со старыми из-за малейших размолвок. Пугаться этого не стоит, ведь настоящие постоянные друзья появятся гораздо позже.

Психолог, гештальт-терапевт Галина Кандар отмечает, что четырех- пятилетние дети уже могут свободно общаться, познавая не только друг друга, но и самих себя. «Получая от сверстника ответную реакцию и поддержку в своих играх и развлечениях, ребенок реализует свою уникальность. Он учится сам инициировать общение, сопереживать, помогать. У детей пяти-шести лет ярко выражена осознанная потребность в обществе именно сверстников, которых уже не заменят ни взрослые, ни игрушки», – рассказывает психолог.

Читайте также:

Воображаемый друг

Обычно плохая компания в понимании родителей – это дети, поведение и воспитание которых намного отличается от их представления о правильности. И тут стоит постараться быть непредвзятым: так ли плох новый друг вашего сына или дочки? Быть может, вам странно и непривычно, что он обращается к вам «на ты», потому что в его семье принято такое общение с взрослыми. Примеров таких различий в воспитании много, и далеко не всегда они вредят малышу.

Однако стоит обратить внимание на такие тревожные звоночки, как внезапные перемены в поведении ребенка с появлением нового друга: холодность в отношениях с родителями и другими членами семьи, грубость, нежелание общаться, появление дурных привычек, жалобы со стороны воспитателей и учителей.

Если ребенок на самом деле попал в плохую компанию, то психологи в этом случае советуют не рубить с плеча и не ставить ультиматумы, а попытаться понять, что оказалось привлекательным именно в таком общении. «Один мой взрослый клиент говорил, что, попав в подростковом возрасте в плохую компанию, он впервые ощутил себя нужным и понятым, - рассказывает психолог, гештальт-терапевт Галина Кандар. - Можно запретить общаться, выходить из дома, читать нотации, быть может, даже переехать в другой район. И, возможно, эти меры помогут. Но, думаю, самое главное – начать воспринимать своего подрастающего ребенка как самостоятельную личность, имеющую собственные права. Я стараюсь помочь родителям и детям выразить свои чувства, переживания, осознавать их, услышать друг друга и договориться. Ведь при всем различии и у двух поколений потребность одна – быть значимыми, нужными и понятыми».

Читайте также:

Письмо в редакцию: что делать с плохими друзьями?

Риелторы отмечают, что стоимость квартир и домов в том числе зависит от благополучности района и окружения – чем порядочнее и респектабельнее соседи, тем престижнее и само жилье. Но что делать, если семье не повезло с районом? Заботливая мама моментально обращает внимание на ругающихся матом, дерущихся, невоспитанных и нахальных малышей на детской площадке. Видит она и других родителей, которые не останавливают, не поправляют, не контролируют своих чад.

В такой ситуации выход только один – искусственно создать для ребенка круг общения, который вам покажется приемлемым, а ему – интересным. Один из вариантов - частные детские сады и школы. Там шанс попасть в случайную компанию гораздо меньше, зато вы окажетесь в обществе малышей с примерно одинаковым воспитанием, и их родителей со схожими ценностями и морально-нравственными устоями.

Подходящее окружение также встречается в кружках и секциях. Они хороши тем, что ребенок занимается в коллективе единомышленников, где у каждого схожие интересы и увлечения. А авторитетные взрослые – тренер, руководитель группы, учитель – могут стать настоящими наставниками и примером для подражания.

Умеет ли ребенок дружить

Часто мамы с затаенной тоской в душе смотрят, как кроха заходит в группу в садике, садится в сторонке или одиноко играет. Умеет ли он дружить? Приняли ли его в коллективе? Эти вопросы стоит задать воспитателю, но даже если малыш и правда ни с кем пока не подружился, то опасаться этого не стоит.

У ребенка-одиночки часто не получается наладить контакт со сверстниками из-за стеснения. В этом случае взрослый решит проблему, выступив третьей стороной в общении на детской площадке – если заведет разговор с кем-то из детей, постепенно вовлекая в общение и своего кроху. Если малыш в принципе отказывается идти на контакт и замыкается в себе, то стоит обратиться за помощью к профессиональному психологу, который выявит причину такого поведения.

Однако бывает, что у ребенка нет друзей по иной причине. Он просто пока не созрел для настоящей дружбы, не готов довериться кому-то. В этом случае малыш обычно легко общается с окружающими, но закадычных друзей у него нет. В таком поведении нет ничего страшного, ведь вне зависимости от возраста мы хотим, чтобы рядом с нами были надежные и верные люди. Не беда, если малыш пока такого не встретил.

Читайте также:

Учим ребёнка дружить