Нестандартное образование: как учат детей в школе-экстернате
Как грызут гранит науки в школе-экстернате и почему она подходит не всем детям? Об этой набирающей популярность форме обучения мы поговорили с директором частной московской школы-экстерната «XXI век» Светланой Ивановной Бушуевой.
Что такое экстернат
«У нас необычный, нестандартный экстернат. Если рассматривать форму обучения в традиционном понимании, то школа-экстернат, а такие давно существуют в Москве, – это школа в которой дети находятся на семейном или домашнем обучении, либо приписаны к школе и сдают все предметы по сессиям.
На самом деле понятие экстерната очень широкое. Нашей школе 22 года, и мы за это время разработали свой подход к учащимся. Для нас экстернат – это закончить школу чуть раньше (вместо двух или даже трех обычных учебных годов – один). Вторая форма экстерната в нашем случае рассчитана на мотивированных детей, которые четко знают, какую профессию выберут. Это могут быть юные музыканты или спортсмены. Освоить весь объем школьной программы и ежедневно находиться в школе для них нереально из-за наличия дополнительных занятий. Такие дети посещают школу-экстернат по мере возможности и сдают предметы методом погружения.
Третья категория детей – те, которые не могут социализироваться в обычной школе. Это особые дети, им сложно учиться в привычном многим формате. Также у нас получают знания обычные дети, но из семей с определенными религиозными представлениями или с индивидуальной системой воспитания. Находясь на домашнем обучении, они все же должны быть приписаны к какой-то школе. Зачастую государственные школы не готовы работать с такими детьми. Выход – обратиться в школу-экстернат.
Есть еще много дистанционных курсов, которые малоэффективны, потому что в конце обучения ребенок остается без аттестата. Много лет назад мы начали работать в данном направлении. Сейчас аккредитация у школ – на 12 лет, лицензии бессрочные. Отныне можно самим выстраивать образовательную программу с учетом требований госстандартов».
Отказ от школы: что говорят родители
Учимся дома: социальная сеть домашнего образования
«Рассмотрим случай, когда обучается ребенок из семьи с определенными религиозными убеждениями. Например, из семьи кришнаитов. Как правило, школа в общепринятом понимании не вписывается в ее жизненный клад. Для детей из таких семей необходимо сформировать индивидуальную систему обучения. Вот почему формы обучения в школе-экстернате должны быть разными, ведь у каждого ребенка своя ситуация. Организовать такое обучение в государственной школе, даже самой лучшей, практически невозможно. Это связано с большим количество учащихся и не гибкой системой образования.У школы-экстерната в этом отношении гораздо больше возможностей, чем у государственной.
Нашу школу также посещают дети, которые учатся за рубежом, но не хотят прекращать получать российское образование. Они могут посещать школу-экстернат два-три раза в год.
Мы не сторонники того, чтобы дети редко ходили в школу. Самая стандартная наша форма обучения предполагает посещение школы два-три раза в неделю. У нас есть дети, которые учатся и каждый день, они тоже находятся в системе экстерната и за год получают знания, которые в обычной школе дают детям в течение двух-трех учебных годов.
В российском образовании есть неучтенная категория желающих учиться – это взрослые люди, которые по каким-либо причинам не окончили школу. Просто прикрепиться к образовательному учреждению и потом сдать там экзамены им достаточно сложно. Ведь нужны консультации педагогов. Снова выручает экстернат. Самому взрослому ученику в нашей школе было 38 лет.
К нам поступают также те, кто в свое время купили аттестат, а теперь им не хватает знаний, и те, кто не закончили девятый класс.
В категорию мотивированных подростков, желающих у нас учиться, попадают закончившие девятый и одиннадцатый классы. Достаточно большой процент (60-70) учащихся сначала посещают школу один-два раза в месяц. Но какое-то время спустя они переходят на постоянное обучение.
Недавно к нам пришел новый ученик Саша Никитин. Поначалу он отказывался заниматься, говорил, что второй раз в школу не пойдет. Но, несмотря на свои категоричные уверения, он продолжил обучение, отметив, что прежняя школа была для него адом, а наша – рай. Это не значит, что в школе-экстернате менее требовательны к учащимся. Просто дети, которые не вписываются в жесткую систему обычного образовательного учреждения, в школе-экстернате находят свое место. Дети, вне зависимости от срока и программы обучения, чувствуют себя друг с другом на равных».
Домашнее образование: как работает хоумскулинг и анскулинг
«Экстернат не принесет пользы учащимся, которые не определились с тем, чем они хотят заниматься в жизни. В десятом-одиннадцатом классах мы даем минимум предметов, которые пригодятся в более взрослой жизни, и максимум тех, что нужны для сдачи ЕГЭ. Конечно, это не очень удобно для учителей, для школы и вообще для всего учебного процесса. Но мы на это идем.
Когда же ребенок не знает, чего он хочет, какие предметы он собирается сдавать по ЕГЭ, то сложно дать ему полноценный объем всех знаний на высоком уровне. Хотя у нас много часов русского и математики, и мы считаем, что готовим к ЕГЭ по этим предметам очень хорошо, так что даже те, кто не определился с выбором профессии и поступлением в вуз, получают отличную базу и могут обойтись без репетиторов.
Не скажу, что наша школа идеальна, есть свои проблемы, особенно с учениками младшего возраста. Пока мы учим детей с седьмого класса, но планируем начать обучение с шестого.
В министерстве образования Москвы нам дали свободу действий в обмен на результат. Сейчас он обнадеживает. Мы создаем собственные программы обучения, удобные для каждой категории учеников. И пока что «двоек» у наших школьников нет».