Учимся дома: социальная сеть домашнего образования

Учимся дома: социальная сеть домашнего образования

Ребенок вовсе не обязан посещать школу, и образование своим детям родитель может выбирать, как выбирает одежду на вырост. Но об этом праве знают совсем немногие родители. Речь идет о "семейном образовании", или "образовании на дому".

Ребенок вовсе не обязан посещать школу, и образование своим детям родитель может выбирать, как выбирает одежду на вырост. Но об этом праве знают совсем немногие родители. Речь идет о "семейном образовании", или "образовании на дому".


Сегодня в гости к "Правоведу" пришел Павел Парфентьев, идеолог домашнего образования, председатель МОО "За Права семьи", автор книги "Без школы: юридический путеводитель по семейному образованию и экстернату", а также автор идеи первой в России социальной сети "Учимся дома".


В этой беседе Павел рассказывает,  как связана система обязательного общего образования и тоталитарное государство, в чем плюсы домашнего образования и как необходимо изменить закон, чтобы альтернативные формы образования не подвергались дискриминации.

Ниже вы можете послушать запись, а также прочесть ключевые цитаты из этого интервью.
История домашнего образования. Правда ли, что раньше этот вид обучения был доступен лишь детям с проблемами здоровья? Почему в последнее время так вырос интерес к образованию на дому?


Парфентьев: "В России есть несколько способов и несколько законных режимов, чтобы осуществлять такое образование".


"Именно домашнее образование исторически было первым и главным способом обучения детей. Школа появляется как помощь семье, причем необязательная".


"Впервые обязательное и принудительное образование детей возникает в Пруссии периода ее активной милитаристской экспансии, и цель этой системы состояла в том, чтобы подготовить из детей идеальных служащих, рабочих, военных для государства, которое активно военно расширяется. Система обязательного образования детей, исходя из истории, - это явление тоталитарного государства".




- Является ли семейное образование допустимой альтернативой школьному? Информированы ли родители о возможности такого вида образования? Что говорит действующий Федеральный Закон об образовании?


Парфентьев: "Согласно ст. 52 п. 4 Закона об образовании, все родители имеют право дать ребенку начальное общее, основное общее и среднее общее образование в семье. В соответствии с действующим законодательством (ст. 63 СК РФ, ст. 52 Закона об образовании) именно родители, а не школа, отвечают за образование ребенка. Именно родители имеют право не только выбора образовательного учреждения, но и формы получения образования ребенком. При этом, никаких ограничений на эту форму не накладывается. Закон также не требует от родителей и педагогического образования".


"Дети-инвалиды могут получать надомное обучение, когда учителя из школы приходят на дом. Семейное образование и экстернат доступны всем детям без ограничений по здоровью. При этом, родители сами отвечают за организацию процесса обучения. При семейном образовании, в школе дети только проходят промежуточные и итоговые аттестации."




- Требуется ли присутствие родителя дома, и как это возможно для современных родителей? Что отметили круглом столе в общественной палате?


Парфентьев: "В домашнем образовании мы успешно реализуем то, к чему пока еще только стремится реформа образования школьного".




- Почему лучше учиться в семье?


Парфентьев:"Исследования показывают, что при социализации в школе ребенок оказывается в искусственно созданной одновозрастной среде сверстников. Семья - структура более сложная, и за счет этого ребенок оказывается вовлечен в разные социальные взаимосвязи, тянется к уровню более старших членов семьи, более ответственных. Семейное образование опирается на образовательную культуру семьи, то есть ребенок перенимает отношение к познанию и учебе со стороны самих родителей".




- Каким будет новый законопроект об образовании и какое место там занимает "семейное образование". Чем отличаются поправки в Закон об образовании в разных регионах?


Парфентьев: "До 2004 года ФЗ предусматривал компенсацию, соответствующую финансирования ученика в школе. В настоящий момент компенсация осталась лишь в нескольких регионах, в т.ч. в Москве. Мы считаем это дискриминацией".




Как законом отрегулированы такие формы обучения, как экстернат, самообразование, семейное образование и в чем их отличия?


Парфентьев:"Семейное образование сейчас на федеральном уровне не отрегулировано никак, особенно в тех регионах, где нет и региональных положений о семейном образовании, - все оказывается на усмотрение школы. Бывают ситуации, когда школа требует чуть ли еженедельной сдачи аттестации, посещения школы, что не соответствует специфике семейного образования, и попросту безграмотно".



Лого letidor.ru

Комментарии