Мой ребенок не вписывается в массы...
Каждый родитель считает своего ребенка уникальным, и это абсолютно нормально. В то же время, далеко не все взрослые могут удержаться от соблазна называть чужих детей «серой массой». Как отделить объективные факты от желаемых и помочь ребенку вписаться в среду сверстников? На эти вопросы «Летидору» отвечает Мария Баулина, доцент кафедры клинической и специальной психологии МГППУ.
Внешность
Слишком худой или очень полный, чересчур высокий или низкий, в очках или с волосами, вьющимися «мелким бесом» – такой ребенок, безусловно, выделяется на фоне ровесников. Однако не стоит выводить из этого правила обратную закономерность, полагая, что для того, чтобы быть принятым в детском коллективе, нужно иметь неброскую внешность. Наблюдения психологов и педагогов показывают, что высокого статуса достигают те дети, которые переключают внимание сверстников со своих внешних особенностей на личностные качества.
О чем нужно помнить родителям?
- Старайтесь реже упоминать о том, что ребенок обладает неординарными чертами внешности, иначе он будет все больше и больше утверждаться во мнении, будто крупный нос или длинные ноги и есть основной «маркер» его уникальности.
- Помогите ребенку найти такую стратегию поведения, которая позволит ровесникам заметить привлекательные черты его характера. Например, если вы посоветуете сыну или дочери чаще делиться вещами или сладостями, окружающие в качестве главной его особенности будут выделять доброту, а не, например, рыжие волосы.
- Если вы считаете своего ребенка красавцем, не нужно требовать, чтобы другие непременно соглашались с вами. Представления о красоте – одна из самых изменчивых и абстрактных категорий. Не стоит тратить время и нервы на то, чтобы искать истину там, где положило жизнь не одно поколение философов и искусствоведов. Чем более лояльны вы будете к мнению окружающих, тем более спокойно ребенок станет воспринимать чужие оценки.
Стандарты красоты и их влияние на девочек
Дети стремятся дружить с теми, кто им понятен и интересен. В отношениях им нужен отклик, реакция, как и в обращении с игрушками, которые гораздо интереснее, если мигают лампочками и издают звуки при нажатии, а не просто красиво выглядят. Поэтому ваш ребенок может обладать сколь угодно сложной душевной организацией, однако для внешних контактов ему необходимо использовать наиболее выигрышные приемы общения: уметь говорить комплименты, подстраиваться под интересы собеседника, проявлять инициативу и т. д.
- У многих детей складываются ошибочные представления об ожиданиях окружающих. Например, многие «ябеды» искренне считают, что они оказывают неоценимые услуги людям и творят добро, а им за это платят черной неблагодарностью. Выучив назубок, что такое хорошо и что такое плохо, ребенок внимательно следит за тем, чтобы все делалось правильно. В этом случае необходимо помочь ему научиться балансировать между информированием и предательством, дружбой и укрывательством.
- Старайтесь не подменять понятия, оценивая характер ребенка. Учитывайте то, как его личностные особенности могут восприниматься окружающими, и не пренебрегайте их мнением – так или иначе, ребенку предстоит научиться уживаться с другими людьми. Например, «самостоятельный» ребенок может оцениваться ровесниками как «эгоист», «утонченный» – как «зануда», и т. д.
- Объясните ребенку, что не нужно стремиться быть одинаковым в общении с разными людьми. Наедине с собой или близкими он может быть «настоящим», а в отношениях с другими – скрывать те или иные черты характера.
- Побуждайте ребенка к откровенным разговорам со сверстниками. Пусть он не боится услышать их ответы на вопрос: «Почему вы со мной не дружите?». Лучше получить информацию из первых рук, чем обвинять окружающих в жестокости и ограниченности. Ровесники вашего ребенка – такие же дети: с недостатком жизненного опыта, прямолинейностью и наивностью. С ними никогда не поздно наладить отношения. Это вопрос правильно выбранной стратегии и терпения.
Что делать, если у вас застенчивый ребенок?
Стремление родителей внушить ребенку убежденность в своей одаренности можно понять: она помогает ему защититься от многих «комплексов» и поддерживает мотивацию к достижению успеха. Однако при этом не нужно пренебрегать другим аспектом воспитания, заключающимся в уважении чужих способностей и интересов. Не забывайте также о том, что, к сожалению, большинство юных дарований к переходному возрасту теряют свои отличительные особенности и становятся такими же, как большинство ровесников. Виной тому – снижение мотивации к занятиям когда-то любимым делом, неадекватные стратегии преподавания или просто достижение «потолка» в развитии способности.
- Научите ребенка проигрывать с достоинством. Откройте ему секрет: самые умные не обижаются, а наматывают на ус полученный опыт, чтобы потом избежать аналогичных ошибок.
- Убедите ребенка скрывать свое торжество или даже злорадство при победе. Посмотрите вместе Олимпиаду и обратите внимание на рукопожатия соперников после поединка.
- Объясните ребенку, что его одаренность или необычные интересы должны служить средством привлечения к себе других детей, а не использоваться для противопоставления себя им. Например, можно попытаться популяризировать в классе свое увлечение, принося из дома экспонаты коллекции, рассказывая их историю, раздаривая лишние экземпляры и т. д.
Как развить талант в особенных детях
Маленький гений и вы: пять родительских шагов