Кризис трех лет у ребенка: как вести себя родителям
Вашего ласкового и спокойного ребенка будто подменили и он превратился в кричащего деспота и нехочуху? «Все в порядке! – успокаивают психологи. – Это очередной этап развития малыша». Почему появляется так называемый кризис 3 лет, как помочь ребенку и взрослым правильно преодолеть его, редактору «Летидора» объясняет психолог Светлана Садовникова.
|
|
|
Светлана Михайловна Садовникова
детский педагог-психолог
|
Почему возникает кризис трех лет?
Главные причины появления «кризисного» поведения у дошколенка – стремление к независимости и уважению к себе, проверка своих возможностей и ощущение взрослости.
Ближе к трем годам ребенок начинает осознавать, что он отдельная личность и может вполне обойтись без помощи родителей. В этом возрасте малыш понимает, что может идти, кушать, одеваться, мыться, убираться в комнате без папы и мамы, поэтому все чаще мы слышим от него «Я сам!» и «Не хочу!».
Детская самоуверенность диктует ребенку, что он вообще все может делать и решать самостоятельно. Вот только почему-то не все получается: шнурки путаются, пуговицы не застегиваются, одеяло сбивается. Осознание своего бессилия или непонимание со стороны старших вызывает у ребенка бурный всплеск эмоций. Именно поэтому трехлетний возраст связан у взрослых с криками, слезами, истериками и поступками, когда кажется, что ребенок все делает наперекор.
Как помочь ребенку стать уверенным: 13 советов от психолога Ирины Млодик
Но в любом случае важно понимать, что без этого периода в развитии детской психики не обойтись. Переход к очередной ступеньке самосовершенствования дает ребенку новый жизненный опыт и осознание собственной значимости, развивает познавательную активность, настойчивость, самостоятельность, вырабатывает силу воли и гордость за собственные достижения.
Кризис необязательно возникает ровно в три года. Он может проявляться от 2,5 до 4 лет и протекать по-разному: у одних детей ярко выраженно, у других – спокойнее. Это зависит от эмоциональных особенностей и характера ребенка, а также от терпения и правильного поведения родителей: без лишних ограничений, запретов и гиперопеки.
- Негативизм
Ребенок не просто не слушается взрослых, а стремится сделать все наоборот только потому, что ему кто-то сказал. Ведь он считает себя взрослым, поэтому делает только то, что хочет сам, и наотрез отказывается от всего предложенного другими членами семьи. «Нет! Не буду!» – его первая реакция на все.
- Упрямство
Ребенок продолжает требовать чего-то только потому, что он уже это попросил. И даже если в процессе конфликта он понимает ненужность предмета или бессмысленность действия, ребенок не хочет отступать от первоначального решения. «Я так хочу!» – настаивает он на своем.
- Строптивость
Эта черта проявляется в нежелании подчиняться всем правилам и нормам, которые исходят от родителей, начиная от утреннего туалета и заканчивая сном. Ребенок не хочет мыть руки, чистить зубы, держаться за руку, надевать варежки, есть кашу, здороваться и т. д. Почему? «Потому что!» – и это ответ на все вопросы.
"Я большой, но маленький": 4 истории про старших и младших
- Стремление к самостоятельности
Ребенок стремится сделать сам все, даже то, чего раньше никогда не делал. И неважно, что это: накачивание колес детского велосипеда, заваривание чая или даже приготовление еды. По этой причине своевольный возраст довольно опасен: такие «подвиги» желательно держать под контролем, ведь неизвестно, куда может завести проверка своих возможностей и любознательность. «Я сам!» – упорно твердит ребенок.
- Стремление к подчинению окружающих (протест, деспотизм, обесценивание)
Все негативные проявления, включая топанье ногами, слезы и крики, направлены на одно: заставить окружающих сделать так, как хочет он. «Я сказал!» – довольно распространенная фраза маленького манипулятора.
Если ребенок чувствует, что с его мнением не считаются и не дают что-то сделать самому, он бунтует против прежних отношений и конфликтует с родителями. «Я главный!» – при этом ребенок ругает и обзывает их, ломает любимые игрушки, рвет книжки или тиранит других детей в семье, требуя внимания только к себе.
Кризис трехлетнего возраста желательно пережить с наименьшими потерями и наибольшими приобретениями. Особенно важно поддержать при этом ребенка – ему еще тяжелее, чем вам, ведь он не всегда может понять и объяснить, что с ним происходит.
- Спокойствие
Главное, что должны усвоить родители, это принцип Карлсона: «Спокойствие, только спокойствие...». Помните, ребенок действует на конкретную ситуацию, и это не значит, что он вас не любит и занят только вынашиванием грандиозных планов, как опозорить вас или выставить плохими родителями. Не поддавайтесь на его провокации, не реагируйте на проявления эмоций собственным негодованием и истериками, чтобы такое поведение не стало привычным способом управлять вами.
- Положительное отношение
Ребенку часто кажется, что его не любят, потому что ему не подчиняются. Кроме того, ребенок не различает отношение к нему как к личности и отношение к его поступкам. Поэтому взрослым нужно объяснить малышу, что он сделал неправильно, но любите вы его в любом случае.
Комната для ребенка от рождения до шести
- Формирование опыта
Дайте ребенку проявлять самостоятельность и возможность накопить собственный опыт. Все, что может сам, пусть делает: запутает шнурки, перепачкает во время рисования одежду, прольет воду, поливая цветы. Здесь важно поддерживать ребенка, обращаясь с просьбами, а также хвалить и поощрять. Если вы будете уважать детские поступки и решения, ребенок спокойно обратится в дальнейшем к вам за помощью, когда она ему действительно понадобится.
- Отсутствие сравнений
Многие родители совершают распространенную ошибку, сравнивая ребенка с другими. Чувство конкуренции в этом возрасте ещё не развито, а обида на родителей и неприязнь к другому «хорошему» мальчику или девочке могут появиться. В таких случаях сравнивайте собственные достижения ребенка – что не умел и чему научился.
- Право выбора
Чаще предлагайте ребенку выбор, а не категоричный приказ: пусть выберет одежду для детсада из пары комплектов или съест одно из двух блюд для завтрака, определится с местом прогулки из предложенных вами вариантов. Спрашивайте у ребенка о его желаниях и подчеркивайте, что он сам так решил. И неважно, приходится ли ему есть суп вилкой или тащить на площадку тяжелую игрушку – главное, что он сам так решил. Пусть ребенок с детства учится принимать решения и отвечать за них.
- Гибкость
Конечно, потакать ребенку во всем нельзя, но бывают случаи, когда проявить твердость просто невозможно. Особенно это касается скандалов в общественных местах. Пик гнева лучше спокойно переждать или отвести малыша туда, где нет «зрителей», а потом проявите гибкость, переключив внимание на что-нибудь другое. Когда ребенок успокоится, не стоит накидываться на него с упреками, лучше озвучить свои чувства и переживания: «Мне было так стыдно! Я была так расстроена!».
- Гордость за свои успехи
Кризис трех лет приводит к новому восприятию себя самого. Осознание того, что ребенку есть чем гордиться, очень важно. Поэтому подводите его к собственным достижениям. Для этого всегда есть возможности: сам умылся, причесался, убрал игрушки, покушал, помог и т. д.