Психология

Кризис трех лет у ребенка: как вести себя родителям

Кризис трех лет у ребенка: как вести себя родителям

Что делать, чтобы кризис 3 лет малыша не застал вас врасплох, и как пережить этот непростой период, «Летидору» рассказал детский педагог-психолог.

Вашего ласкового и спокойного ребенка будто подменили и он превратился в кричащего деспота и нехочуху? «Все в порядке! – успокаивают психологи. – Это очередной этап развития малыша». Почему появляется так называемый кризис 3 лет, как помочь ребенку и взрослым правильно преодолеть его, редактору «Летидора» объясняет психолог Светлана Садовникова.

|

 

|

sm_sadovnikova.png

|

 

Светлана Михайловна Садовникова

детский педагог-психолог

 

|

Почему возникает кризис трех лет?

Главные причины появления «кризисного» поведения у дошколенка – стремление к независимости и уважению к себе, проверка своих возможностей и ощущение взрослости.

Ближе к трем годам ребенок начинает осознавать, что он отдельная личность и может вполне обойтись без помощи родителей. В этом возрасте малыш понимает, что может идти, кушать, одеваться, мыться, убираться в комнате без папы и мамы, поэтому все чаще мы слышим от него «Я сам!» и «Не хочу!».

Детская самоуверенность диктует ребенку, что он вообще все может делать и решать самостоятельно. Вот только почему-то не все получается: шнурки путаются, пуговицы не застегиваются, одеяло сбивается. Осознание своего бессилия или непонимание со стороны старших вызывает у ребенка бурный всплеск эмоций. Именно поэтому трехлетний возраст связан у взрослых с криками, слезами, истериками и поступками, когда кажется, что ребенок все делает наперекор.

Как помочь ребенку стать уверенным: 13 советов от психолога Ирины Млодик

Но в любом случае важно понимать, что без этого периода в развитии детской психики не обойтись. Переход к очередной ступеньке самосовершенствования дает ребенку новый жизненный опыт и осознание собственной значимости, развивает познавательную активность, настойчивость, самостоятельность, вырабатывает силу воли и гордость за собственные достижения.

Кризис необязательно возникает ровно в три года. Он может проявляться от 2,5 до 4 лет и протекать по-разному: у одних детей ярко выраженно, у других – спокойнее. Это зависит от эмоциональных особенностей и характера ребенка, а также от терпения и правильного поведения родителей: без лишних ограничений, запретов и гиперопеки.

kriz00.jpg

 

  • Негативизм

Ребенок не просто не слушается взрослых, а стремится сделать все наоборот только потому, что ему кто-то сказал. Ведь он считает себя взрослым, поэтому делает только то, что хочет сам, и наотрез отказывается от всего предложенного другими членами семьи. «Нет! Не буду!» – его первая реакция на все.

  • Упрямство

Ребенок продолжает требовать чего-то только потому, что он уже это попросил. И даже если в процессе конфликта он понимает ненужность предмета или бессмысленность действия, ребенок не хочет отступать от первоначального решения. «Я так хочу!» – настаивает он на своем.

  • Строптивость

Эта черта проявляется в нежелании подчиняться всем правилам и нормам, которые исходят от родителей, начиная от утреннего туалета и заканчивая сном. Ребенок не хочет мыть руки, чистить зубы, держаться за руку, надевать варежки, есть кашу, здороваться и т. д. Почему? «Потому что!» – и это ответ на все вопросы.

"Я большой, но маленький": 4 истории про старших и младших

  • Стремление к самостоятельности

Ребенок стремится сделать сам все, даже то, чего раньше никогда не делал. И неважно, что это: накачивание колес детского велосипеда, заваривание чая или даже приготовление еды. По этой причине своевольный возраст довольно опасен: такие «подвиги» желательно держать под контролем, ведь неизвестно, куда может завести проверка своих возможностей и любознательность. «Я сам!» – упорно твердит ребенок.

  • Стремление к подчинению окружающих (протест, деспотизм, обесценивание)

Все негативные проявления, включая топанье ногами, слезы и крики, направлены на одно: заставить окружающих сделать так, как хочет он. «Я сказал!» – довольно распространенная фраза маленького манипулятора.

Если ребенок чувствует, что с его мнением не считаются и не дают что-то сделать самому, он бунтует против прежних отношений и конфликтует с родителями. «Я главный!» – при этом ребенок ругает и обзывает их, ломает любимые игрушки, рвет книжки или тиранит других детей в семье, требуя внимания только к себе.

Кризис трехлетнего возраста желательно пережить с наименьшими потерями и наибольшими приобретениями. Особенно важно поддержать при этом ребенка – ему еще тяжелее, чем вам, ведь он не всегда может понять и объяснить, что с ним происходит.

kriz_5.jpg

 

  • Спокойствие

Главное, что должны усвоить родители, это принцип Карлсона: «Спокойствие, только спокойствие...». Помните, ребенок действует на конкретную ситуацию, и это не значит, что он вас не любит и занят только вынашиванием грандиозных планов, как опозорить вас или выставить плохими родителями. Не поддавайтесь на его провокации, не реагируйте на проявления эмоций собственным негодованием и истериками, чтобы такое поведение не стало привычным способом управлять вами.

  • Положительное отношение

Ребенку часто кажется, что его не любят, потому что ему не подчиняются. Кроме того, ребенок не различает отношение к нему как к личности и отношение к его поступкам. Поэтому взрослым нужно объяснить малышу, что он сделал неправильно, но любите вы его в любом случае.

Комната для ребенка от рождения до шести

  • Формирование опыта

Дайте ребенку проявлять самостоятельность и возможность накопить собственный опыт. Все, что может сам, пусть делает: запутает шнурки, перепачкает во время рисования одежду, прольет воду, поливая цветы. Здесь важно поддерживать ребенка, обращаясь с просьбами, а также хвалить и поощрять. Если вы будете уважать детские поступки и решения, ребенок спокойно обратится в дальнейшем к вам за помощью, когда она ему действительно понадобится.

  • Отсутствие сравнений

Многие родители совершают распространенную ошибку, сравнивая ребенка с другими. Чувство конкуренции в этом возрасте ещё не развито, а обида на родителей и неприязнь к другому «хорошему» мальчику или девочке могут появиться. В таких случаях сравнивайте собственные достижения ребенка – что не умел и чему научился.

kriz_4.jpg

 

  • Право выбора

Чаще предлагайте ребенку выбор, а не категоричный приказ: пусть выберет одежду для детсада из пары комплектов или съест одно из двух блюд для завтрака, определится с местом прогулки из предложенных вами вариантов. Спрашивайте у ребенка о его желаниях и подчеркивайте, что он сам так решил. И неважно, приходится ли ему есть суп вилкой или тащить на площадку тяжелую игрушку – главное, что он сам так решил. Пусть ребенок с детства учится принимать решения и отвечать за них.

  • Гибкость

Конечно, потакать ребенку во всем нельзя, но бывают случаи, когда проявить твердость просто невозможно. Особенно это касается скандалов в общественных местах. Пик гнева лучше спокойно переждать или отвести малыша туда, где нет «зрителей», а потом проявите гибкость, переключив внимание на что-нибудь другое. Когда ребенок успокоится, не стоит накидываться на него с упреками, лучше озвучить свои чувства и переживания: «Мне было так стыдно! Я была так расстроена!».

  • Гордость за свои успехи

Кризис трех лет приводит к новому восприятию себя самого. Осознание того, что ребенку есть чем гордиться, очень важно. Поэтому подводите его к собственным достижениям. Для этого всегда есть возможности: сам умылся, причесался, убрал игрушки, покушал, помог и т. д.

Кризис семи лет

Как распознать детскую депрессию

Портфельная эволюция: ранцы, сумки, рюкзаки для школьников