Опубликовано 07 января 2014, 17:06

Комната для ребенка от рождения до шести

Организация домашней развивающей среды от рождения до шести лет с учетом развития ребенка. Среда, которая учит ребенка самостоятельности.
Комната для ребенка от рождения до шести

Комната для ребенка от рождения до шести

Когда в доме появляется ребенок, все жилое пространство начинает постепенно видоизменяться и подстраиваться под потребности нового жителя. И даже, если вы обустроили отдельную детскую комнату со всем необходимым, рано или поздно ребенок обозначит свое присутствие в каждом уголке дома. И по мере взросления вашего малыша вы будете приспосабливать пространство под него, делать безопасным и удобным – тем самым, создавая домашнюю развивающую среду. Помимо комфорта и безопасности домашняя среда является тем местом, где ребенок учится и получает опыт, и очень важно, чтобы  она соответствовала возрастным потребностям ребенка, помогала решать задачи развития.

комната для ребенка от рождения до года.jpg

комната для ребенка от рождения до года.jpg

Источник фото http://www.howwemontessori.com/how-we-montessori/page/4/

Какие самые важные аспекты организации домашней развивающей среды? Для начала лучше выделить три возрастные группы – от рождения до полутора лет, от 1,5 до 3 лет и от 3 до 6. Но сначала пару слов о том, какое значение имеет правильно организованная среда.

Разум ребенка, пришедшего в наш мир, чист как лист бумаги, но при этом он обладает удивительной способностью – впитывать в себя словно губка огромное количество информации из окружающей среды. Несомненно, все, что окружает малыша в первые годы его жизни, оказывает колоссальное влияние на формирование его личности, мышления, характера, привычек. На нас взрослых возложена огромная ответственность за формирование этого нового разума. Что ребенок видит, слышит, чувствует, какие правила установлены в доме, по каким культурным традициям живет общество той страны, в которой он родился – все это окружающая среда, которая обязательно окажет влияние на формирование будущей личности. И если на такие факторы, как традиции общества, менталитет, климатические условия мы не в силах повлиять, то правильно выстроить домашнюю среду для ребенка мы вполне способны. Правильной я называю ту среду, которая соответствует возрасту ребенка, учитывает его потребности в развитии, стимулирует процесс познания, дает свободу выбора и делает ребенка самостоятельным.

По сути, нам просто следует заглянуть в каждое помещение нашего дома и подумать над тем, как мы можем приспособить это пространство для нашего ребенка, так чтобы он как можно быстрее научился совершать обыденные действия самостоятельно. Обычно трёхлетний ребёнок уже вполне способен сам выбрать одежду и одеться, налить себе воды и помочь накрыть на стол, подмести пол и убрать на место свои игрушки, без посторонней помощи провести все гигиенические процедуры утром и перед сном. И если малыш не делает этого, то, скорее всего у него нет такой возможности – мама все делает гораздо быстрее, а еще, потому что дом не приспособлен для самостоятельных действий маленького человека.

Но какую же радость испытывают дети, когда они могут самостоятельно дотянуться до крана и помыть руки, сами выбирают, что сегодня надеть или получают возможность помочь маме на кухне. Домашние дела – это замечательные развивающие упражнения для ребенка, а также отличная школа самообслуживания и самостоятельности. А чем больше ребенок совершает самостоятельных действий, тем более уверенным он чувствует себя и тем сильнее становится его желание пробовать, исследовать и изучать.

От рождения до полутора лет

Период от состояния малоподвижного крохи до уже пытающегося изъясняться маленького человечка – самый удивительный и волшебный. За всего лишь каких-то полтора года ребенок решает массу задач своего развития и в первую очередь это, конечно же, задачи крупной и мелкой моторики. Другими словами, ребенок учится сидеть, ползать, ходить, бегать, а также развивает и укрепляет моторику рук.

Это то самое время, когда ребенок еще не нуждается в специальных детских предметах (мебели, игрушках), он перемещается по дому сначала на маминых или папиных руках, а потом самостоятельно учится осознавать себя в существующем пространстве. Ему  интересно все, потому что любой предмет, любой звук, любой опыт оказываются чем-то новым и неизведанным. Для детей этого возраста нет особой необходимости выстраивать специальное детское пространство. Дом – это целый мир, удивительный и волнующий. И самыми главными требованиями к домашней среде в этом возрасте являются свет, тепло, спокойная обстановка и порядок. Именно такое окружение будет способствовать гармоничному развитию малыша.

В этот период важно, чтобы ничего не ограничивало движений ребенка. Поэтому, самым безопасным и удобным для маневров местом является не манеж, а пол. Чистый пол и мягкий коврик – это, наверное, самые важные вещи в комнате ползающих малышей. К этому можно добавить пару низких полок, с которых малыш может брать простые игрушки и прикрепленное к стене зеркало на уровне глаз ребенка, с помощью которого малыш сможет изучать себя и свои движения.  

комната для ребенка.jpg

комната для ребенка.jpg

Источник фото http://www.howwemontessori.com/how-we-montessori/page/4/

Когда малыш начнет делать попытки ходить, хорошей опорой ему послужат предметы обычной мебели. И желательно никаких ходунков или еще каких-либо приспособлений - чем более естественной будет среда вокруг ребенка, тем быстрее он научится ориентироваться в ней.

У малышей до полутора лет совсем нет необходимости в большом количестве игрушек. Ограничивайтесь 3-5, лучше периодически меняйте их, тем самым вызывайте интерес к новым или хорошо забытым старым. Да простят меня производители игрушек для малышей, но дети практически не нуждаются ни в каких специальных игрушках в этом возрасте. Гораздо больший интерес у них вызывают предметы обихода – кухонная утварь, коробки, банки, технические приспособления – в этом им стоит предоставить максимум возможной свободы.

Маленький ребенок неустанно исследует дом – открывает ящики и двери, изучает содержимое шкафов и полок.  Конечно, заботясь о безопасности ребенка, стоит ставить защитные крепления на выдвижные ящики или свинчивать ручки, но не забывайте все же оставить пару ящиков для свободного доступа, складывайте в них безопасные предметы или игрушки.

Довольно большое значение имеет оформление стен. Дети очень внимательны к любым изменениям в пространстве и их заинтересуют крупные картинки на стенах, а вам они сослужат хорошую службу, чтобы отвлечь внимание ребенка, когда вы будете, например, переодевать его.

детская комната.jpg

детская комната.jpg

Фото – Виктория Виноградова

1 из 3

ПредыдущаяОт полутора до трех лет