Кофе, успокоительные и «таблетки для ума»: как не провалиться на экзамене
Специально для «Летидора» статью подготовил наш постоянный эксперт Сергей Анатольевич Горин, психиатр, психотерапевт, автор одиннадцати монографий по манипуляции сознанием, рекламе, гипнозу и НЛП, создатель русскоязычной модели эриксоновского гипноза. По мнению коллег, Горин — живой классик русского нейролингвистического программирования.
Неважно, как выпускник будет приводить в порядок нервы перед испытаниями. Важно, чтобы он делал это без лекарств.
Миф первый: ноотропы и «таблетки для ума» сделают меня умнее
Студенты и абитуриенты рекомендуют друг другу какие-то фантастические препараты, которые якобы делают память просто безразмерной, а процесс сдачи экзамена — наилегчайшим. Но рекомендации — это полбеды, а беда в том, что суеверные студенты начинают эти лекарства есть горстями.
Разъясняем. Так называемые ноотропные (они же метаболические) средства в природе и аптеках действительно существуют. Они и вправду улучшают функционирование головного мозга, поскольку улучшают обмен веществ в нервных клетках. Но есть два больших «но»!
Во-первых, эффективнее всего ноотропы проявляют себя не на здоровом мозге, а на больном.
Здорового человека гением они не сделают.
Но если больной после тяжелых травм мозга, энцефалитов, менингитов, токсических поражений нервной системы начнет принимать ноотропные лекарства, он не будет похож на человека, неспособного посчитать пальцы на руке и запомнить, что он только что съел на завтрак. С ним можно будет вполне творчески общаться, если, конечно, до болезни или травмы он был к этому способен.
Во-вторых, эффект ноотропов проявляется через сравнительно долгое время регулярного приема — хотя бы через месяц (обычно их назначают курсами по три-четыре месяца).
Эффекта от однократного приема высокой дозы не будет вообще, кроме тошноты или поноса.
Поэтому решив принимать ноотропы за три дня до экзамена, вы точно опоздали. Не тратьте деньги и пожалейте свой организм!
Миф второй: транквилизаторы и стимуляторы помогут нам быть спокойными/активными на экзамене
«Я слишком волнуюсь!», «Ой, какая вялость!» — все это строго индивидуальные опасения.
Кто-то более всего боится своего волнения на экзамене: «Я так волнуюсь, что не смогу ничего вспомнить! Но моя бабушка принимает успокоительное от нервов, я тоже его попробую!»
Кто-то считает, что перед экзаменом надо взбодриться, насколько это вообще возможно: «Ой, я хожу как сонная муха, надо выпить очень-очень-очень много крепкого кофе».
Что происходит, когда на стрессовую ситуацию экзамена накладывается действие лекарств?
Прием успокоительных препаратов приводит к тому, что теряется сама мотивация сдавать экзамен.
Все становится неважным на фоне глубокого спокойствия: «Ну не сдам — подумаешь, мир не рухнет!»
Прием стимуляторов делает вас более активным, но и более суетливым. Стимуляторы хороши для физической работы — носилки потаскать, марафон пробежать.
Но для умственной деятельности на экзамене стимуляторы могут оказаться крайне вредными из-за двух неизбежных сопутствующих эффектов:
• непродуктивной эйфории,
• искажения чувства времени.
Вы выпили крепкого кофе, вам хорошо и весело — ой, уже час прошел, а вы и не заметили! К ответу вы не готовы, но это безумно смешно, надо пошутить перед экзаменатором! Правда, он почему-то не засмеялся…
Лучшее состояние на экзамене — быть самим собой. Хорошо выспитесь — будете спокойными.
Выпейте обычную чашечку кофе или чая, если вы привыкли к ним по утрам — будете привычно бодрым.
В общем, не экспериментируйте, это неудачное поле для опытов.
Миф третий: экзаменатор обязан рассмотреть мои знания
Теперь давайте разберемся в том, как на самом деле проходит экзамен.
«Навозну кучу разрывая, петух нашел жемчужное зерно». Сам того не подозревая, дедушка Крылов иносказательно описал стратегию работы экзаменатора, перед которым стоит примерно та же задача: увидеть блеск знаний в серой массе экзаменуемых им лентяев и недорослей.
Чтобы найти жемчужное зерно в навозной куче, существует два основных подхода:
-
можно тщательно и бережно разгребать навоз в ожидании внезапного блеска в руке;
-
можно отбрасывать навоз, пока вдруг само не блеснет что-то стоящее, и отбрасывать все, что не является жемчугом.
Как думаете, к чему более склонен экзаменатор, перед которым до вас уже прошла сотня лиц?
Здесь нет однозначного ответа, причем от настроения экзаменатора зависит не так уж много. Гораздо больше влияет на склонность экзаменатора общий контекст: это экзамен выпускной или приемный?
Читайте также
Если выпускной, вам повезло — строгий судья ваших знаний нацелен на поиск блеска. Он тоже человек, он тоже понимает, что если на учебу было принято сто человек, то надо выпустить с аттестатом/дипломом сто одного — иначе кто-то скажет, что весь педагогический коллектив плохо работал!
А вот если экзамен приемный, то основная стратегия — отбрасывать все, что не блеснуло, ибо конкурс, знаете ли!
Пять и более человек на место, поэтому четырем и более не повезет.
С чего надо начинать свой ответ, чтобы успешно сдать экзамен
Мы не знаем, как привлечь везение на свою сторону. Но мы знаем, что в НЛП есть полезный раздел, который называется моделированием успешного поведения.
Этот раздел отвечает на вопрос: как ведут себя успешные в каком-то конкретном деле люди, независимо от того, как они сами это объясняют? Что они такого делают, что наблюдают их собеседники?
Так вот, наш вам подарок — моделирование отличников.
Неважно, как думают отличники, важно, что все они начинают ответ на экзаменах с определения понятий.
Они дорого продают свои знания еще до их демонстрации, они рассказывают о том, что намерены рассказать.
Как отвечает на вопрос билета обычный учащийся? «Билет 13, вопрос 1. Теорема Пифагора… Ну, теорема Пифагора — это, значит, когда, вот, гипотенуза в квадрате»…
Или: «Метаболизм — ну, это, значит, когда обмен веществ»…
Если вы делаете так же, то знайте: это грубая ошибка!
С точки зрения экзаменатора вы попали в отбрасываемую часть, вы не блеснули.
Как отвечает отличник? Учитесь, мы дадим вам правильный ответ, который заставит вас сиять в глазах экзаменатора любой строгости. Определение — вот что вас спасет!
«Теорема Пифагора — одна из основополагающих теорем эвклидовой геометрии, устанавливающая соотношение между сторонами прямоугольного треугольника: сумма квадратов длин катетов равна квадрату длины гипотенузы».
«Метаболизм или обмен веществ — набор химических реакций, которые возникают в живом организме для поддержания жизни».
Успехов на экзаменах!
Фото: Shutterstock.com