Комплекс гуманитария: что делать, если ребенок боится математики
В середине 20 века психологи Ральф Дрегер и Льюис Айкен ввели термин – «числовая тревожность» – эмоциональные переживания, связанные с решением математических задач. Сегодня все чаще используется понятие математической тревожности.
Математическая тревожность – это состояние, когда при мысли о математике у ученика наблюдаются симптомы тревожного расстройства: паническая атака, головокружение, неконтролируемый страх, слезы и так далее.
Ученые утверждают, что даже во взрослом возрасте, когда школа и университет позади, человек может демонстрировать определенные нервные реакции при необходимости оперировать цифрами.
А некоторым даже продолжают сниться сны, в которых они безуспешно пытаются решить задачу по математике.
Почему же с самых ранних лет дети боятся математики? И как школьнику учить этот предмет, чтобы понимать и не паниковать? Советы дают преподаватели-новаторы математической онлайн-школы «Альфа» и психологи.
Не противопоставляйте математику и гуманитарные науки
Комментирует Елена Горбунова , преподаватель математики, автор методик эффективного обучения, эксперт в сфере дистанционного и игрофицированного обучения
Деление людей по складу ума на математиков и гуманитариев – миф! Если мы не говорим о выдающихся открытиях и гениальности, а имеем в виду школьный курс математики, то важно понимать: он доступен для изучения и понимания абсолютно всем.
Конечно, одним из нас понадобится чуть больше времени, другие будут схватывать информацию на лету. Но скорость мыслительных реакций и специфика мышления школьника не связаны напрямую со способностью или неспособностью хорошо учиться, решать задачи и сдавать экзамены на отлично.
Также важно понимать, что математика – наука абстрактная.
Это означает, что для ее постижения на самом глубинном уровне необходимы фантазия и яркое воображение.
Именно по этой причине многие величайшие философы любили математику и занимались ею профессионально. А небезызвестный всем детям создатель сказочной Алисы Льюис Кэрролл учился в Оксфорде и имел блестящие математические способности.
Очень важно, чтобы родители не формировали в ребенке «комплекс гуманитария» или «комплекс технаря».
Если ребенок любит литературу, отлично рисует, играет на скрипке и пишет стихи, это вовсе не означает, что он не сможет столь же успешно освоить школьный курс математики.
Превратите занятия математикой в полезную привычку и пользуйтесь здравым смыслом
Комментирует Инна Григорьева , молодой преподаватель-энтузиаст, онлайн-репетитор
Все эти формулы, теоремы и аксиомы помогают нашему мозгу мыслить логически и критически. Нейропсихологи давно выяснили: занятия математикой помогают человеку принимать рациональные решения в жизни, сохранять ясность ума до глубокой старости и всегда оставаться в когнитивном тонусе.
Математика имеет прямое отношение к реальной жизни. Проверяйте свои решения методом здравого смысла.
Может ли в задаче о количестве проданных фермером килограммов картофеля быть ответ 0,075 или 2455677898666? Согласитесь, что вряд ли. В массе своей задачи по математике (особенно те, что предлагаются выпускникам на ЕГЭ) достаточно логичны с точки зрения бытовой верифицируемости, то есть результат можно проверить, ответив на вопрос, может такое быть в реальной жизни или нет.
Осознание того, что математика – это про нашу повседневность, помогает многим ученикам преодолеть страх и внутренний трепет по отношению к этой дисциплине.
Именно по этой причине хороший учитель всегда старается объяснять новый материал на простых очевидных примерах: ученик должен не просто понять, как решается уравнение или применяется формула, а научиться видеть во всем этом практическую пользу и, соответственно, смысл.
Не игнорируйте основы, термины и определения
Комментирует Александр Пашков , преподаватель математики, создатель и руководитель онлайн-школы «Альфа»
Математика – такая хитрая дисциплина, в которой все темы, как кирпичики в несущей стене, связаны друг с другом. Пробелы в одной даже самой незначительной, на первый взгляд, теме рано или поздно повлекут за собой трудности куда более весомые.
Если репетитор или школьный учитель советует десятикласснику взять в библиотеке учебник за 5-й класс, это вовсе не оскорбление и не попытка намекнуть на плохую подготовку!
Важно знать термины и определения. Дело в том, что точность формулировок – прямое следствие ясности в голове.
Что такое множество? Будет являться множеством {1,2,3,…, n,…. } или {…-3,-2,-1,0,1,2,………. }? А может, и то и другое? Почему? А что такое функция? Если в сознании ученика одновременно возникает график, набор точек или вообще какая-нибудь кривулька, вряд ли он сможет привести пример функции или выявить отображение, которое функцией не является. А как можно решать задачу, не зная разницы между аксиомой и теоремой?
Да, математика – не литература, где нередко приходится учить стихотворения наизусть.
Но кое-что и из области математики необходимо знать, что называется, назубок.
Очень часто способные ученики проявляют халатность: быстро схватывая материал и интуитивно находя верный ход решения, они не уделяют достаточного внимания теории. Любой опытный преподаватель скажет, что верный ответ на задачу без умения грамотно и стройно аргументировать решение – недорогого стоит.
Не паникуйте и не возводите математику на пьедестал
Комментирует Геннадий Блыкин , преподаватель математики в онлайн-школе «Альфа»
В 2012 году газета The New York Times подняла очень сложную тему: нужна ли детям алгебра, если, по американской статистике, каждый четвертый ученик США не может окончить школу из-за проблем с этой дисциплиной.
А министр образования Франции Клод Алегр (1997–2000 гг.) всерьез выступал с предложением отменить преподавание математики в школе, поскольку многие ученики не могут справиться даже с простейшим материалом.
На самом деле подобные дискуссии то и дело разгораются в прессе и в образовательной среде. Но пока чиновники, психологи и прочие эксперты обмениваются авторитетными мнениями, ученики по-прежнему ходят в школу, пишут контрольные и сдают экзамены. Вокруг математики много шумихи и ненужной паники. Любой учитель-предметник скажет, что 90% двоек – это неуверенность.
То есть ученик, убежденный в том, что он не справится, просто не может иметь в дневнике какие-то другие отметки.
Помните, что математические «способности» связаны с любознательностью и активностью ребенка! Существует такая статистика: любопытные и активные дети, которые многим интересуются и не боятся пробовать новое, успевают по математике гораздо лучше, чем дети, которые боятся проявлять свою природную любознательность. Родители в этом смысле имеют на руках все козыри.
Нужно всего лишь поддерживать интерес ребенка к окружающему миру, учить его задавать вопросы, искать решения, не бояться ошибок и понимать, что незнание – это первый шаг к постижению тайны.
Мнение психологов
Если ребенок не полюбил математику с первых школьных лет, не нужно отчаиваться. Обратите внимание на то, как вы общаетесь на эту тему с ребенком. Что он вам говорит? Мне скучно? Мне ничего не понятно? Учитель слишком быстро объясняет? А может, дело в том, что сосед по парте все время отвлекает вашего ребенка?
Причин может быть огромное множество, и крайне редко дело сводится к тому, что ученик не способен усвоить материал.
Чаще всего ребенок либо не понимает объяснений учителя, либо у него изначально сформировано искаженное представление том, что такое математика и зачем она нужна.
Самые распространенные ложные установки, от которых нужно избавляться:
• если ты не понимаешь математику, ты глупый, или самые умные дети – это отличники по математике;
• если ты не будешь успевать по математике, ты ничего не добьешься в жизни (не поступишь в хороший вуз, не освоишь хорошую профессию и тому подобное);
• математика – очень сложная наука, разобраться в ней могут только гении;
• мама и папа не понимают математику, потому что это «это какой-то ужас!» (не так ли мамы и папы часто комментируют условие задачи 5-го класса, которую попросил решить ребенок?).
Зачастую родители сами формируют у ребенка страх перед математикой.
Ему либо внушают, что это слишком сложная дисциплина, которую мама и папа сами в школе не понимали, либо, наоборот, всячески пытаются заставить заниматься математикой, потому что без нее нет будущего.
Математика с пеленок
Отношение к математике формируется еще в дошкольном возрасте, когда дети начинают изучать цифры и простейшие математические операции.
И здесь родителям важно понимать, что математика способна удовлетворить детское любопытство в полной мере.
Операции с числами интересны ребенку априори, главное – не направлять природные склонности в тупик.
Очень показателен пример, который описал в своем блоге профессор Бостонского колледжа Питер Грей. Он попросил свих читателей поделиться историями о том, как их дети изучают математику самостоятельно и практически интуитивно, без принуждения и каких-либо навязанных коннотаций. И вот какие интересные открытия он сделал. Читательница Джанет пишет о своей дочери:
«Она училась считать, как почти все дети, с помощью пальцев, еды, игрушек. Она считала фишки и поля в настольных играх и компьютерных играх… Это естественным образом привело к сложению и вычитанию на пальцах и с помощью разных предметов, а потом уже в уме... Часто она задавала неожиданные вопросы: «А если к четырем прибавить десять, то будет четырнадцать?» – я отвечала: «Да», – а она говорила: «Значит, пять плюс десять будет пятнадцать, а семь плюс десять будет семнадцать?»
Часто она находила закономерности в сложении и вычитании чисел и пыталась применять эти правила, которые сама обнаружила, а числа, с которыми она это делала, увеличивались. Этот подлинный интерес к закономерностям, которые можно найти в числах, ярче всего проявлялся на седьмом году...
Я сама очень боялась математики, когда училась в младшей школе и была подростком. Но я должна признать, что благодаря моему опыту наблюдения за дочерью и после разговоров с ней я сама взглянула на математику по-новому, у меня появилась новая острота восприятия в отношении расчетов, чего я не ощущала никогда раньше. И я вижу настоящую красоту в том, как развиваются ее отношения с числами».
Фото: Shutterstock.com