Что расскажет детский рисунок о вашей семье
«Летидор» побеседовал с Натальей Поповой, психологом, художником и автором книги по арт-терапии «О чем рисует ваш ребенок», и составил четкую инструкцию по расшифровке детских рисунков. Чтобы вам было понятно, как составлять психологический портрет, Наталья проанализировала 5 детских работ. Ищите примеры анализа в конце инструкции.
Наталья Попова , психолог, художник, автор книги «О чем рисует ваш ребенок»
Нажим карандаша
Обратите внимание на стиль рисования: то, с какой силой ребенок нажимает на «орудие» художника:
• Слабый, легкий нажим, нечеткие линии. Такой стиль говорит о стеснительности и нерешительности ребенка. Но также ему присуще гибкое и подвижное мышление. Такие дети особенно нуждаются в вашей поддержке и в позитивных событиях.
• Сильный нажим. Маленький художник ясно мыслит и эмоционально уравновешен.
• Слишком сильный нажим, жирные, размашистые линии, продавленная бумага. Очевидно, что ваш ребенок напряжен и склонен винить себя.
• Нажим, под которым рвется бумага. Такой стиль рисования говорит об агрессии и гиперактивности.
• Переменчивый нажим и прерывистые линии, обведение несколько раз по контуру, сильная штриховка. У вас растет импульсивный ребенок. Возможно, он страдает от тревожности: проконтролируйте, хорошо ли сын или дочь высыпается.
Цвета
Цвета отвечают за эмоции, чувства и настроение. Они даже могут сигнализировать о соматических процессах организма, например, о заболеваниях.
Посмотрите, какие цвета преобладают на детском рисунке.
• Яркие цвета отсутствуют. Если в рисунках преобладает один или два цвета или вовсе используется простой карандаш, обратите внимание на эмоциональное состояние ребенка. Хватает ли ему позитивных эмоций?
• Красный. Сигнализирует как о силе воли, целеустремленности и активности, так и о раздражении, гневе, напряжении и тревоге. Такой ребенок привык отстаивать свои интересы и границы. Важно: сочетание красного с темными или коричневыми тонами говорит о тревоге и депрессии.
• Оранжевый. С помощью этого цвета ребенок выражает радость, яркие эмоции и стремление к веселью. Но слишком много оранжевого может говорить о чрезмерном возбуждении и желании самоутвердиться. И даже, как ни странно, о неопределенной ситуации в жизни.
• Желтый. Символизирует радость, волевые качества, интеллектуальные способности, общительность, непосредственность, игривость и пытливый ум.
• Зеленый. Этот цвет выбирают уравновешенные, контактные, настойчивые дети. Изобилие зеленого в рисунках говорит о поиске безопасности и независимости. Нередко таким детям присущи упрямство и эгоизм.
• Темно-зеленый. Любители этого цвета отличаются постоянством. Материальная сторона их интересует больше, нежели духовные ценности: они скорее заметят, в каких туфлях выступает одноклассница, чем то, как она прочитала стишок.
• Голубой. Этот цвет предпочитают миролюбивые и чувствительные дети. Но имейте в виду, что слишком много голубого может говорить об отчужденности и непослушании.
• Синий. Дети, которые чаще рисуют синим цветом, обладают хорошей интуицией и имеют артистичные способности. Они более нежные и доверчивые. Изобилие этого цвета говорит, что для ребенка фигура матери является очень значимой: нерешенные вопросы с мамой могут особенно негативно сказаться на его психике.
• Фиолетовый. Такие дети — настоящие фантазеры. Они чувствительны и восприимчивы, любят спорить, но часто сомневаются. Иногда обилие фиолетового цвета говорит о неумении владеть своими эмоциями.
• Коричневый. Стойкость и трудолюбие — основные достоинства любителей коричневого. Но часто такие дети более медлительны. В некоторых случаях «недозированное» использование коричневого говорит о том, что у ребенка что-то болит.
• Белый. Если ребенок особенно жалует белый цвет, то, скорее всего, он уравновешен и любит все необычное. Но помните, что иногда детское подсознание выбирает белый, чтобы «засветить» что-то неприятное в его жизни.
• Черный. Этот цвет для малышей привлекателен своей яркостью, поэтому не спешите бить тревогу. Он может говорить и об агрессивном упорстве, и о решительности. Нехорошим знаком может быть использование его нетрадиционным образом: например, черные снежинки или зубы.
Человеческие фигуры и лица
Обратите внимание на то, как расположены фигуры на рисунке, каких они размеров, насколько выделена та или иная часть тела.
• Бесполое существо. Может говорить о внутреннем разладе.
• Крупная фигура в анфас в центре листа. Уверенная в себе личность.
• Фигура в нижней части листа с пустотой вверху. Заниженная самооценка.
• Фигура или лицо в профиль. Тревожность, необщительность.
• Большая голова. Сообразительность.
• Четкие черты лица. Ваш ребенок открытый и общительный.
• Акцент на уши. Художник лучше всего воспринимает информацию на слух.
• Нечеткие черты лица. Отстраненность.
• Широко расставленные длинные ноги. Уверенность в себе, стремление к самостоятельности.
• Очень большие глаза со зрачками. Скорее всего, ребенок испытывает сильные страхи и нуждается в вашей помощи.
• Головной убор. Ребенок нуждается в вашем покровительстве и защите.
Рот:
• Открытый с зубами. Агрессия.
• Губы в улыбке. Позитивный настрой.
• Сильно выделенный рот. В семье, скорее всего, позволяют себе словесные атаки.
Руки:
• Большие, длинные руки. Говорят о ловкости.
• Широкий размах рук. Символизирует активность.
• Множество пальцев. Мощь изображенной фигуры. Если, например, у изображенной бабушки «многопальцевость», то она имеет большое влияние на вашу семью.
• Маленькие руки. Слабость изображенного. Если ребенок рисует самого себя с крошечными ручками, он чувствует себя беспомощным.
• Спрятанные руки за спиной или в карманах. Неуверенность.
• Поднятые вверх руки, кулаки, оружие в руках. Агрессия или желание показать силу, чтобы защититься от нападок.
Примеры расшифровки детских рисунков
Цвета в этом рисунке использованы яркие — розовый, малиновый, зеленый. Это говорит о том, что ребенок открыт и эмоционален.
На передний план выведены фигуры людей, детей. Они изображены достаточно крупно по отношению к другим фигурам. Это может свидетельствовать о том, что ребенок выводит на первый план себя.
На этом рисунке мы видим дома: они изображены маленькими, как бы вдали от основных персонажей. Маленький домик, находящийся в стороне от остальных объектов, может свидетельствовать о некой неуверенности ребенка в части семейных отношений.
Я обратила внимание, что у детей на рисунке широко расставлены руки в стороны. Можно сказать, что ребенок деятельный, творческий, но в то же время он не очень усидчив. Начав одно дело, может его бросить и переключиться на другое занятие. На рисунке мы также видим собаку: для этого ребенка очень важна связь с животным миром. Он очень привязан к своему питомцу либо мечтает его завести.
На этом рисунке мы видим много красного цвета. Красным раскрашена одежда основного персонажа — девочки или женщины. Красным карандашом ребенок нарисовал снежинку. Яркий красный цвет свидетельствует об эмоциональной нестабильности, гиперактивности и даже агрессивности ребенка.
Фигура человека на рисунке одна и она женского пола. Либо ребенок растет в неполной семье, либо в его семье непререкаемый авторитет матери.
Елка. Несмотря на то, что она изображена зеленым цветом, который обычно говорит о внутреннем спокойствии, игрушки на ней одного цвета. И лишь одна раскрашена другим цветом. Это может говорить о том, что ребенку в принципе не хватает эмоций.
Мы также видим фигуры животных на рисунке. Вполне себе домашнего кота и зайчика, который отгорожен от других персонажей елкой. Возможно, ребенку не хватает общения либо с кем-то из членов семьи, либо не хватает общения в принципе. Он как бы замкнут в одном пространстве.
Рисунок выполнен профессионально. Скорее всего, его автор занимается в художественной студии. Явно, что картина нарисована под руководством опытного педагога. В ней использованы характерные цвета зимнего новогоднего пейзажа. Соблюдены все пропорции предметов и персонажей.
Снеговик и новогодняя елка — центральные фигуры на этой картине. Елка украшена разноцветными игрушками, все они разных, ярких цветов. Это свидетельствует об эмоциональности и творческом потенциале, заложенном в ребенке.
Снеговик на картине изображен улыбающимся и танцующим. Это говорит о позитивном настрое, свидетельствует о легкости характера автора рисунка.
Главный элемент этого рисунка — солнце. Оно изображено достаточно крупным и окрашено в яркий оранжевый цвет. Этот цвет обычно используют позитивно настроенные дети. Солнце большого размера говорит о том, что ребенок чувствует себя уверенно и комфортно.
Мелкие облачка, тучки свидетельствуют о том, что ребенок практически не испытывает негативных эмоций, он спокоен и не чувствует для себя никакой угрозы.
Обратите внимание на цвет ствола ели. Ребенок не выбрал цвет, характерный для изображения стволов деревьев — обычно это коричневый или черный цвета. Он предпочел использовать светло-коричневый цвет, ближе к кирпичному. Что опять-таки говорит о его эмоциональной устойчивости.
В этом рисунке также присутствуют традиционные новогодние цвета. Красный костюм Деда Мороза, голубой снеговик, зеленая ель. Смущает то, что его автор не использовал какие-то дополнительные фигуры для заполнения фона.
Все герои изображены на белом фоне. Можно сказать, что ребенок испытывает потребность в эмоциях, общении. Его мир ограничен какими-то рамками. Он знаком с правилами и нормами и, наверное, их не нарушает. Но его эмоции не находят выхода.
Огромные буквы красного цвета как бы нависают над персонажами рисунка. Это может говорить о том, что ребенок испытывает на себе давление со стороны взрослых людей, которые, несомненно, являются для него авторитетом, но его это в какой-то степени тяготит.
Статья опубликована на канале Letidor.ru в Яндекс.Дзен.