Домашняя работа: как повысить усидчивость и успеваемость школьника
Отгремело первое сентября, позади остались белые банты, огромные букеты и торжественные речи, а в повседневную жизнь вернулись позабытые с прошлого года мучения, именуемые домашними работами. Как убедить школьника, еще вчера резвившегося с друзьями во дворе, что пришла пора браться за учебники и тетради? Ведь успеваемость напрямую зависит не только от уровня знаний ученика, но и от других, не менее важных способностей, которые придется старательно развивать.
Как делать домашнее задание с ослабленными, быстро устающими детьми
Если в результате болезни или особенностей развития ребенок ослаблен, он быстро утомляется, и домашнее задание кажется ему непосильным. Облегчить «страдания» школьника можно, следуя определенному графику работы.
· Приступайте к домашней работе только после того как ребенок погуляет, поест и поспит. Дневной сон не повредит даже старшекласснику, не говоря уже о детях младшего возраста.
· Разделите домашнее задание на несколько частей и делайте между ними перерывы.
· Сперва выполняйте задания по тем предметам, которые плохо даются ребенку, а затем переходите к более легким.
· Не отказывайте ребенку в помощи, задавайте ему наводящие вопросы, подталкивайте к решению, однако не берите всю работу на себя.
И, разумеется, не стоит забывать о физическом состоянии и здоровье ребенка – чем быстрее он поправится и догонит сверстников, тем стремительнее возрастет его успеваемость, а выполнение домашних заданий перестанет быть таким изматывающим.
Сейчас определением «гиперактивный» можно наградить каждого второго ребенка. Однако в большинстве случаев речь идет скорее об обычной детской активности, помноженной на вседозволенность и пробелы в воспитании. А вот если у вашего ребенка есть медицинский диагноз, поставленный неврологом, и одним из его симптомов является гиперактивность, мешающая нормальной учебе, попробуйте следующие методы выполнения домашних заданий.
· Приучайте ребенка к выполнению домашних заданий постепенно, начиная с 10-15 минут в день.
· Переключайте ребенка с учебы на игру и физическую активность.
· Чередуйте изучение предметов, чтобы школьник не заскучал.
· Превратите домашние задания в игру, например, скажите ребенку, что в задаче по математике скрыт шифр от сейфа со сладостями, а заданный текст по иностранному языку станет паролем к компьютеру или телевизору.
· Не ругайте ребенка и не кричите на него – гиперактивность не его выбор и он не может по своей воле от нее избавиться.
· Пообщайтесь со школьным психологом, получите рекомендации по работе с гиперактивными детьми.
· Если не справляетесь сами, обратитесь к специалисту или запишите ребенка на курс интерактивных тренировок внимания.
К десяти годам среднестатистический ребенок уже выполняет домашнее задание самостоятельно, без напоминаний, обращаясь к родителям лишь в особо сложных случаях. Если ваши дети еще учатся в начальной школе, придется помогать им регулярно.
· Выполнять домашнее задание нужно, когда ребенок в хорошем настроении и закончил все свои дела. Если его волнует недавняя ссора с братом или сестрой, не собранный до конца конструктор или недосмотренный мультфильм, сосредоточиться на уроках будет гораздо сложнее.
· Вместе с ребенком изучите дневник, выясните что задано, решите с чего начать. Уточните, с чем он может справиться самостоятельно, а где потребуется ваша помощь.
· Подбодрите ребенка, скажите, что уверены в его силах и умениях.
· Когда малыш отвлекается (в первое время это неизбежно) не сердитесь и не кричите на него, а мягко возвращайте к работе над заданием.
· Заинтересуйтесь предметом, который изучает школьник, поищите вместе дополнительную информацию по теме.
· В самом начале сообщите ребенку, что ожидает его в случае быстрого и успешного выполнения работы (прогулка, мультфильм, сладкое), а что – в случае лени или капризов (лишение планшета до конца дня или дополнительные дела по дому). Соблюдайте данные обещания.
10 способов научить ребенка быть организованным
Большинство детей энергичны и непосредственны, поэтому добиться от них желаемого стабильного результата за один день практически невозможно. Чтобы выработать усидчивость и развить терпение, которые, кстати, пригодятся не только для выполнения домашних работ, необходимо соблюдать ряд правил.
· Составьте вместе с ребенком распорядок дня на текущий учебный год и придерживайтесь графика. На время каникул не отменяйте его, а лишь вносите некоторые изменения. Например, подъем можно перенести на час позже, а время, которое отводилось для домашней работы, посвятить чтению, играм и общению с друзьями.
· Устраните все раздражители, мешающие ребенку сосредоточиться. Выключите телевизор, компьютер, попросите других детей не играть поблизости.
· Если ребенку необходимо отдохнуть, пусть выйдет на улицу, послушает музыку или поможет вам по дому. Телевизор и компьютерные игры не дадут мозгу расслабиться.
· Следите, чтобы ребенок приступал к выполнению домашней работы после того, как поел и отдохнул.
· Увеличивайте время безотрывного выполнения домашних заданий постепенно, при этом позвольте школьнику самому выбрать порядок изучения предметов.
· Обозначьте для ребенка несколько несложных домашних обязанностей, которые нужно делать ежедневно. Это может быть уход за домашним питомцем, вынос мусора, полив цветов или мытье посуды.
· Введите небольшие семейные традиции, развивающие усидчивость, например, совместные ужины, когда все остаются за столом до конца чаепития, или чтения книг с обсуждением прочитанного.
· Не забывайте подавать правильный пример – старайтесь все свои дела выполнять своевременно и доводить начатое до конца.
· Выбирайте развивающие настольные игры, требующие терпения, например, паззлы.
· Предложите ребенку компромисс: пока он делает домашнюю работу – вы готовите обед, а потом вместе отправляетесь на прогулку или смотрите фильм. В том случае, если один из вас со своими обязанностями не справился, развлечение отменяется для обоих.
Школьникам сократят время на выполнение домашних заданий