Психология

Должны ли родители помогать ребенку искать друзей: мнение мамы

Мама мальчика рассуждает о роли родителей в поиске друзей для своего ребенка.

Если у ребенка не получается найти друзей в детском саду или в школе, это не может не расстраивать нас. Мы от всей души хотим, чтобы наши малыши нашли свое место в коллективе, чтобы они переступали порог класса с удовольствием, зная, что на занятиях их ждут не только учебники (пусть самые интересные!), но и приятели, с которыми можно шутить, придумывать игры и проказничать.

Процесс поиска и обретения друзей, особенно в возрасте от 4 до 7 лет, сложно поддается контролю. Дети находятся целый день вместе, но как они налаживают общение, договариваются и проявляют себя — мы часто не видим и поэтому очень переживаем за малышей.

Чтобы поддержать всех тревожных родителей, мы публикуем колонку мамы Саиды Шабааз (Sa'iyda Shabazz), которая больше своего ребенка нервничала, сможет ли тот найти друзей в детсаду, но потом поняла, что многие из наших опасений напрасны.

Когда сын только собирался на занятия по подготовке к школе, я уже стала беспокоиться, сможет ли он там с кем-нибудь подружиться.

Он рос дружелюбным и отзывчивым мальчиком, но в то же время вспыльчивым и ранимым. Многие сверстники сына к 5 годам уже ходили в детский сад или на развивающие занятия, мой же до пяти лет был в основном рядом со мной.

С другими детьми он общался только на детских площадках, в гостях — почти всегда под контролем моим или бабушки.

Я замечала, что у него есть трудности в общении. Он стеснялся знакомиться или делал это слишком тихо – так, что другие ребята не замечали его.

В таком случае я вмешивалась в ситуацию, и все вставало на свои места.

Здесь же сыну предстояло держать все только в своих руках. Я твердо решила, что 5 лет — возраст, когда дошкольник уже может установить контакт со сверстником без помощи мамы, поэтому не собиралась больше выступать переговорщиком.

Я успокаивала себя мыслью, что малыш попадет в новый коллектив, в котором будет несколько детей, также не посещавших ранее детский сад и кружки.

А, значит, у них могут быть схожие проблемы с коммуникацией в группе.

В первый день занятий мы оба были очень взволнованы. Я пыталась понять, какие дети попали в группу сына, и искала среди них дружелюбные личики — мне казалось, что так я смогу помочь своему ребенку сориентироваться, кого из ребят взять в друзья. Отпустить сына в группу было очень сложно.

Первые недели оказались сложными для нас обоих. Один раз, когда я сказала: «Пора в школу», у моего сына началась истерика. Он плакал и умолял меня оставить его дома. Сердцем я хотела сказать: «Да, давай всё бросим и попробуем снова на следующий год», но разумом я понимала, что бросать занятия не стоит.

Затем настал день, которого я боялась больше всего — мой мальчик подрался из-за игрушки с другими мальчиками.

Я была в равной степени растеряна и опечалена. Я так сильно хотела, чтобы он научился договариваться и не пускал в ход кулаки. Помимо того я переживала, что эта драка повлияет на его отношения с группой, ведь он проявил себя слишком агрессивно, отстаивая свои права.

Я вспомнила, что была ненамного старше своего мальчика, когда впервые столкнулась с буллингом —от этого драка расстроила меня еще больше.

Потом было еще несколько стычек, и я уже была уверена, что остальные дети будут задирать и дразнить моего сына, никто не захочет с ним играть. Я представляла его в маленькой группе, сидящим одного, пока все остальные дети весело играют вместе.

Но, к счастью, мои опасения не оправдались. Это были мои «тараканы», которые мешали мне адекватно реагировать на происходящее.

Спустя несколько недель мой сын назвал одного мальчика, с которым познакомился еще в первый день, своим лучшим другом. И скажу вам честно, я заплакала.

В тот момент я поняла, что он взрослеет. Я встретилась со школьным психологом, который объяснил, что в 4-7 лет дети лучше нас понимают, как им общаться с ровесниками. Они не накручивают себя, у них все просто: дружить, ссориться, мириться.

Они думают так: «Если мы сегодня классно поиграем, то и завтра сможем так же!».

Все, чем мы можем помочь, так это обсудить с ребенком, что такое дружба, и какие действия могут привести к ссорам и прерыванию коммуникации. Обсудить, почему не надо обманывать, лукавить. Если ребенок дерется, мы можем проиграть конфликтную ситуацию дома, попытаться понять первоисточник конфликта.

Первое время в детском саду или в школе дается трудно и детям, и их родителям. Мы впервые отпускаем от себя своих малышей, а они впервые осознают, что мама и папа теперь не всегда рядом и не всегда смогут все контролировать. Они понимают, что умение договариваться, идти на компромиссы — одно из главных в их жизни. А также осознают, что их потребности теперь не всегда на первом месте.

Нам не просто смотреть на детей в это напряженное для них время.

Самое главное, что я вынесла из пережитого опыта, так это то, что мы должны давать детям потерпеть неудачу.

Как бы это ни было трудно, мы не должны вмешиваться в отношения ребенка со сверстниками – надо позволить ему самому решать свои проблемы. Ведь это единственный путь человека к взрослению.

Дети будут спотыкаться и падать, но вы увидите, насколько они стойкие. Они будут плакать, горевать, но вполне возможно, самостоятельно найдут инструменты для решения проблем (что в жизни порой бывает гораздо важнее, чем найти друга!).

Просто будьте рядом и сообщите ребенку, что готовы помочь, если он попросит об этом. Направляйте их и включайтесь в процесс только тогда, когда ситуация выходит из-под контроля.

Фото: Vostock Photo

Перевод Евгении Овчинниковой