4 причины, почему ребенку важно общаться с мамой и папой, даже если их лишили родительских прав
Рассказывает Диана Зевина, психолог, руководитель направления содействия семейному устройству детей-сирот фонда «Дети наши».
Сегодня в детских домах живут преимущественно так называемые социальные сироты — дети, родители которых живы, но либо лишены родительских прав, либо ограничены в них.
Может показаться, что дети, попав в хорошие материальные условия детского дома, где они сыты, одеты, могут спокойно учиться в школе, посещать кружки, ездить на экскурсии, будут стремиться забыть жизнь в родной семье. А если им повезет и их возьмут в приемную семью, дети смогут начать новую жизнь с чистого листа. На самом деле все совершенно иначе.
Попавшие в детский дом подростки часто продолжают общаться с родителями, надеются, что их заберут домой, иногда убегают к родителям.
Многие отказываются уходить в приемную семью и верят, что их заберут родные.
Дети, осиротевшие в раннем возрасте, тоже часто хотят найти своих родителей или хотя бы что-то узнать о них.
Так почему социальным сиротам так важно это общение с родственниками и родителями, которых решили родительских прав?
Привязанность к родителям
Многие дети, попавшие в учреждения в относительно взрослом возрасте, сохраняют привязанность к родителям.
Опыт фонда «Дети наши» показывает, что и воспоминания детей-сирот о семье и их чувства к родителям часто двойственны. С одной стороны, дети часто испытывают к родителям любовь, нежность, благодарность.
А с другой — многие из-за инфантильности своих мам и пап в семье сами находились в родительской позиции, заботясь о старших.
В детском доме они продолжают сильно беспокоиться о маме и папе: как они там, здоровы ли, все ли у них хорошо?
Дети, которые не хотели бы общаться с родителями и вспоминать о них, в детских домах есть, но их меньшинство.
Ощущение собственной значимости
Каждому ребенку важно чувствовать себя важным, значимым, любимым, принятым. И многие семьи, которых называют неблагополучными или дисфункциональными, все же дают ребенку такой опыт, пусть иногда и в недостаточном объеме.
В 2017 году мы провели исследование, в ходе которого дети в двух детских домах Смоленской области делились позитивными и негативными воспоминаниями о жизни в семье.
Счет был 3:2 в пользу позитива.
Дети вспоминали то, что, может быть, не назвали бы их более благополучные сверстники. Например, один мальчик с радостью рассказывал о том, как они с папой лежали в больнице. Больница не лучшее место, там бывает больно и страшно, но это не так важно, когда папа рядом.
У другой девочки было воспоминание о том, как мама каждое воскресенье покупала банку кильки в томате, и они съедали ее с картошкой. Денег в семье всегда не хватало, и килька в томате казалась настоящим лакомством. Но главное — они были вместе с мамой.
Если ребенок не помнит свою кровную семью, ему все равно важно знать, что его любили, ждали на свет его появления, заботились о нем.
И это вполне может быть правдой!
Родители могли любить ребенка, но не справились с жизненными трудностями. Даже когда женщина отказывается от ребенка в роддоме, этот отказ часто бывает продиктован заботой о нем. Мама считает, что не справится с воспитанием малыша сама и думает, что кто-то позаботится о ребенке лучше, поэтому оставляет малыша. Это убеждение может быть как правильным, так и ошибочным, но суть маминых намерений от этого не меняется.
Самоидентификация
Для формирования своей идентичности (представления о том, кем человек является) ребенку важно знать, на кого он похож, к какой семье и какому роду принадлежит.
У детей из семьи такое представление формируется постепенно и обычно без дополнительных усилий со стороны взрослых. Ребенок еще до школы узнает, почему его назвали именно так, как назвали, знает, что его отчество произошло от имени отца, а вся их семья носит такую-то фамилию, делает выводы о том, на кого он похож внешне. У детей в детских домах такой информации часто нет или она обрывочна.
Ребенку, особенно в подростковом возрасте, важно быть похожим на кого-то из значимых взрослых.
Отсутствие такого взрослого или плохие отношения с ним приводят к серьезным внутриличностным конфликтам.
Ребенку важно гордиться своими родителями. Это бывает трудно сделать, если твой папа, например, много лет сидит в тюрьме, а мама спилась. Но повод для гордости можно найти и в этом случае. К примеру, папа в молодости подавал серьезные надежды в спорте, совсем как сейчас его сын, а мама была и осталась очень добрым и отзывчивым человеком, и сын очень в этом похож на нее. Не так важно быть похожими на родителей во всем и полностью повторять их путь. Важно взять от каждого из них что-то хорошее.
Принадлежность к роду
Семья — это не только родители. За каждым из нас стоит большой род.
Мы несем в себе частицы их судеб, характеров, способностей, стремлений и надежд. Мы похожи не только на своих родителей и можем гордиться не только ими. Есть бабушки и дедушки, тети и дяди, есть предки.
Осознание себя частью рода, частью чего-то гораздо большего, чем он сам, дает человеку ощущение эмоциональной устойчивости, «почвы под ногами». Психологи и социальные педагоги фонда «Дети наши» работают с семейной историей детей в детских домах, и многие дети с удивлением и радостью узнают о том, что у них есть деды и прадеды — герои войны, что люди в их роду много трудились и достигали успехов в разных сферах.
Поэтому даже если ребенок не живет в кровной семье и у него нет шансов вернуться в нее, ему важно ощущать связь со своей семьей и своим родом.
Фото: Shutterstock.com, МИА «Россия сегодня»