«Меняю айфон на шампунь»: почему не надо нести подарки в детские дома
Почему нельзя приносить подарки в детские дома, «Летидору» рассказывает Наталья Шаварина из Благотворительного фонда помощи сиротам «Дети наши».
Я работаю в фонде помощи детям-сиротам «Дети наши» уже 4 года.
Все эти годы я ежедневно благодарю судьбу за то, что у меня есть возможность помогать детям исходя из их реальных потребностей, а не смутных представлений о мире сирот , основанных в основном на стереотипах.
4 года назад я, как и большинство, думала, что детям-сиротам нужны подарки. И однажды мы с коллегами из компании, где я тогда работала, приехали в московский детский дом, чтобы «порадовать», «осчастливить» и «подарить ребенку улыбку». Говоря по-простому, привезли туда кучу подарков и некие мастер-классы, призванные отвлечь детей от их безрадостной сиротской жизни.
Спустя 2 часа я вышла из дверей учреждения опустошенная, с дикой головной болью и пониманием, что то, что мы только что сделали, в корне неверно, и это не помощь детям.
Тогда я еще не могла сформулировать, что же было не так, а сейчас точно знаю и с радостью поделюсь со всеми, кому не все равно.
Итак, почему поездки с подарками к детям только вредят им? Есть 6 основных причин. Рассмотрим их.
Дети привыкают, что им все должны
Представление ребенка в детском доме о мире за стенами довольно далеко от реальности. И чем дольше он находится в учреждении, тем сильнее искажается картина. Когда ты годами сам ничего не решаешь, а только являешься объектом решений заботящихся о тебе педагогов, воспитателей, нянечек и прочего персонала, умение что-то решать в принципе атрофируется.
Добавьте к этому бесконечных «спонсоров», которые по первому требованию отдают свои (понравившиеся ребенку) наушники, покупают айфон, привозят сладости и дорогие игрушки.
На это мне всегда возражают:
«Но ведь я дарю всего один подарок, чем он так повредит? И разве мне жалко наушников для бедного ребенка?!»
Да, вы дарите один подарок, но таких, как вы, – десятки. Вы не можете проконтролировать, приезжают ли в этот детский дом и к этому ребенку другие волонтеры, дарят ли они ему что-то (будьте уверены: дарят).
В стандартный детский дом, находящийся в крупном городе или в нескольких часах езды, волонтеры приезжают каждые выходные. Иногда по 2-3 команды за день. И сироты могут по полдня не выходить из актового зала, потому что одни волонтеры привезли спектакль, другие – аниматора, а третьи – мастер-класс, и во всем этом дети должны участвовать.
Что уж говорить о праздниках, когда поток волонтеров в детские дома возрастает многократно: перед Новым годом дети почти каждый день посещают какие-нибудь елки (городские, областные, от коммерческих спонсоров, от мэра и так далее). Или принимают у себя волонтеров.
Количество только сладких подарков на одного ребенка может достигать 20.
В итоге, к моменту выпуска из учреждения дети-сироты обретают полную уверенность в том, что им делать ничего не придется, что «они сами принесут и все дадут».
Они ожидают, что во взрослой жизни о них также будут продолжать заботиться.
Если кто-то с этим не согласен, то мы хотели бы спросить: а вы когда-нибудь что-нибудь делали для бывшего воспитанника детского дома, которому уже стукнуло 18? Вы вообще хоть с одним таким знакомы? Нет! Скорее всего, вы продолжаете ездить в детский дом «к малышам», хотя выросшие «малыши» нуждаются в помощи взрослых гораздо больше!
Дети воспринимают статус «сирота» как свое преимущество
Да-да, именно как преимущество, из которого можно и нужно извлекать выгоду. Причем этот статус достается им без каких-то усилий, а значит – зачем стараться, чтобы чего-то добиться? Ведь я сирота – значит, кто-нибудь за меня все уладит.
Отсюда возникает отношение к другим людям как к тем, кем можно манипулировать, чтобы получить желаемое.
Дети в детских домах в курсе, как нужно вести себя, чтобы понравиться «спонсорам», что говорить, чтобы «спонсор» растрогался и что-нибудь подарил.
Этому способствует бесконечный круговорот лиц – мало кто ездит в детский дом регулярно и помнит детей поименно, знает их особенности и, например, любимую еду, поэтому и отношения формируются отнюдь не дружеские!
А со «спонсорами» у детей разговор короткий: подарил подарок? Следующий!
В дальнейшей самостоятельной жизни они будут так же строить отношения на основе манипуляций , не зная, что такое вообще – дружеская привязанность.