Особый внутренний мир: что надо знать о ребенке из детдома до усыновления
Ульяна Сорокина, психолог благотворительного фонда «Дети наши», не первый год проводит индивидуальные консультации с семьями усыновителей и психологическую работу с детьми-сиротами. Поэтому «Летидор» обратился именно к ней, чтобы узнать всё о психологии детей, оставшихся без родителей.
Некоторые усыновители настолько тщательно готовятся к тому, чтобы ребенок вписался в ИХ семью, что готовы поменять фамилию, имя, отчество, данные при рождении, саму дату и место рождения. Но ребенок не является «чистым листом» — даже у новорожденного уже есть своя биография, за ним стоит история его кровной семьи, его рода.
Важно, чтобы приемные родители понимали и принимали этот факт, не пытаясь переделать ребенка «под себя».
Более зрелый подход к воспитанию ребенка-сироты — не делать из ребенка «новую личность», а помочь ему почувствовать жизнь в семье, быть готовыми поддерживать его на протяжении жизни, при этом принимая его прошлое.
Чтобы лучше понимать приемного ребенка, важно знать особенности его психологии.
Глубокая психологическая травма, о которой они могут молчать
Практически все дети-сироты пережили большое количество тяжелых психологических травм. Одна из самых первых и важных — это расставание с кровной семьей. Кроме этой, у ребенка могут быть и другие травмы — жестокое обращение, сексуальное насилие, отвержение, пренебрежение и так далее.
Важно, чтобы приемные родители принимали и понимали сложности ребенка.
Даже если он никогда не говорит и не спрашивает о своем прошлом и о кровной семье, он все равно думает об этом.
Разделяя его боль и утрату, приемные родители показывают ребенку, что ему ЕСТЬ МЕСТО В ИХ СЕМЬЕ.
Страх повторного отказа с «проверками» приемных родителей на прочность
Однажды потеряв близких, ребенок боится повторения истории. Страх повторного отказа — это страх повторно испытать предательство со стороны взрослого, крушение надежд, потеря веры в себя, новое привыкание к следующей, другой жизни, где вновь приходится бороться за выживание и стараться любыми способами обрести чувство безопасности.
Поэтому дети устраивают приемным родителям «проверки», пытаясь понять, оставят его эти взрослые или нет.
Взрослый может остаться для ребенка надежной поддерживающей фигурой лишь в том случае, если сам не будет впадать в эмоциональное состояние ребенка, а останется вне этой игры, постоянно давая понять и открыто проговаривая, что принимает ребенка и не бросит его.
Проблемы с личными границами и делением людей на «чужих» и «своих»
Понятия о границах, правилах поведения и пределах дозволенного формируются у ребенка постепенно, в первую очередь в семье.
Где-то в семье у людей общий бюджет, дочери свободно могут брать мамины вещи (косметику, украшения), а где-то у взрослых раздельный бюджет, нельзя брать вещи родителей, есть любимое кресло отца, на котором никто не имеет права сидеть.
У детей-сирот все сложнее. Опыт границ, усваиваемый в кровной семье, у ребенка может сильно отличаться от опыта детей, живущих в более «обычных» семьях.
Семейный ребенок с раннего возраста разделяет людей на «своих» и «чужих». В детском учреждении, где живет ребенок-сирота, за ним ухаживает большое количество взрослых, которые постоянно меняются. Поэтому ребенок не выделяет среди них близких.
С одной стороны, он не доверяет взрослым, с другой, пытается «добрать» любовь и ласку от всех, кто встречается на его пути.
Такой ребенок может очень легко устанавливать контакты с незнакомыми взрослыми, говорить им «ты», сразу обниматься, уходить с ними.
Проблемы с границами проявляются и в отношении ребенка к вещам. Дети, жившие в детском доме, плохо различают понятия «свое» и «чужое», могут брать чужие вещи без спроса или легко отдавать свои, меняться ими.
Проблема с самоидентификацией
Приемный ребенок принадлежит фактически к двум семьям — той, где он родился, и той, где он растет. То, что связано с кровной семьей, очень важно для ребенка. Это его корни, истоки.
Поэтому семейные психологи рекомендуют не сохранять тайну усыновления, а в доступной для ребенка форме рассказывать ему его историю.
Существование тайны создает атмосферу напряжения и обмана, в которой сложно жить и доверять друг другу.
Сложности с пониманием чувств других людей
Как и личностные границы, понимание чувств закладывается в детстве естественным образом благодаря жизни в семье. Если ребенок с рождения находится в учреждении, то ему сложно научиться понимать чувства других, так как его чувствами мало кто интересуется, а с его желаниями обычно не считаются.
Такой ребенок может также не считаться с чувствами других людей, быть резким, даже жестоким.
Могут быть трудности с выражением благодарности, умением попросить прощения.
В этом случае поможет общение с ребенком с проговариванием его и своих собственных чувств. Постепенно, маленькими медленными шажками ребенок будет учиться чувствовать себя в мире и других рядом с собой.
У приемного родителя может быть много вопросов о воспитании ребенка, и это совершенно нормально. Помощь можно получить у психологов службы сопровождения приемных семей и в благотворительных фондах, которые занимаются приемными детьми. Приемным родителям полезно найти «своего» специалиста, к которому можно регулярно или время от времени обращаться за помощью.