Право

Советы школьного врача: о каких особенностях ребенка должны знать в школе

Советы школьного врача: о каких особенностях ребенка должны знать в школе

В момент записи в школу, родители предоставляют пакет документов, среди которых медицинская карта ребёнка. Там отражена история здоровья школьника. Но есть нюансы, которые не были закреплены в документах, но о которых нужно знать учителю и школьному врачу.

Для каждого ребенка учеба в школе – это важный этап в жизни. Чтобы ребенку было легче работать в коллективе, необходима слаженная работа целой команды людей. Родители, учитель, школьный психолог, врач должны взаимодействовать, чтобы школьник не только хорошо учился, но и оставался здоровым и счастливым. Для этого в школе должны знать о некоторых особенностях физического и психологического здоровья ребенка.

Понятно, что в медицинской карте буду указаны хронические заболевания. Но есть ряд аспектов, о которых родителям также следует сообщить учителю.

Синдром дефицита внимания и/или гиперактивности

Оговоримся, что некоторыми специалистами ставится под сомнение существование такого синдрома как такового. Но его составляющие (обычно выявляются у детей в возрасте 6 лет, перед школой) могут осложнить обучение ребенка в школе и потребовать особого внимания учителя. Как же отличить невнимательность ребенка от синдрома гиперактивности?

Невнимательность: ребенок не может долго сосредоточиться на выполнении одного занятия, будь то игра или школьное задание, часто теряет свои вещи (книги, карандаши, игрушки), создается ощущение, что он не слушает, если к нему обращаются, часто отвлекается от выполнения задания на звуки или происходящее вокруг.

Гиперактивность: ребенок не может усидеть на месте, постоянно двигает руками и ногами без видимой цели; постоянно что-то болтает; отвечает на вопросы поспешно, иногда не дослушав до конца; часто пристает к другим детям, не дает спокойно играть в игры; не может дождаться своей очереди, когда этого требует ситуация.

Врачи и психологи, которые признают существование данного синдрома, считают, что в его основе могут лежать наследственная предрасположенность или осложнения, возникшие у женщины во время беременности и родов. Считается, что в большинстве случаев по мере взросления гиперактивность и невнимательность проходят сами собой, или дети учатся приспосабливаться к этим особенностям своего поведения.

Читайте также:

Аутизм и СДВГ: различать и помогать

В настоящее время специалисты приходят к мнению, что отклонением от нормы являются случаи, когда число простуд в год – больше 8. В норме простудные заболевания излечиваются через 7 дней. 10 – 14 дней – это уже длительно протекающее заболевание.

Почему такие дети требуют особого внимания учителя?

Конечно, частые заболевания приводят к тому, что ребенок пропускает много занятий. Даже если он самостоятельно готовится дома – это не может полноценно заменить пропущенные уроки. Если здоровье ребенка ослаблено, ему становится сложнее воспринимать материал по сравнению со сверстниками, он медленнее врабатывается в учебу и быстрее устает от занятий.

Кроме того, установлено, что при частых болезнях могут пострадать отношения в семье. Вроде бы, мама беспокоится за здоровье своего ребенка, за его успешность в школе. Это должно характеризовать ее как ответственного родителя. Но постоянная родительская тревога и стресс неосознанно воспринимаются ребенком, как негативное отношение к нему. У него может возникнуть чувство, что он не оправдал ожиданий родителей.

Подобная ситуация тоже может привести к сложностям в освоении учебного материала. Родителям важно помнить, что диагноз «часто болеющий ребенок» является условным. Зачастую в его основе лежит какое-либо заболевание: не диагностированная бронхиальная астма или нарушения в работе иммунной системы. Необходимо пройти тщательное обследование у врача, провести анализ иммунного статуса и т.д.

Читаем также:

Детский иммунитет: укрепляем всерьез и надолго

Самый актуальный – страх перед школой, который иногда формируется у ребенка. Часто он внушается самими родителями.

Школой могут пригрозить перед началом учебы, за плохое поведение («Вот пойдешь в школу – там тебе покажут!»). Или родители чрезмерно требовательно относятся к правильному выполнению домашнего задания, следят за каждой написанной палочкой и буквой в тетради. При этом сами учителя в начальной школе оценок не ставят, чтобы у новоиспеченного ученика не возникло чувства, что он хуже Пети или Маши.

Если ребенок не посещал дошкольное учреждение, он может просто бояться разлуки с родителями, общения со своими сверстниками. Учитель может и должен помочь ребенку на этом пути, и поэтому должен быть в курсе сложившейся ситуации.

Читайте также:

Детские фобии: какие бывают страхи

Это очень деликатная сфера, но трудности в ней могут существенно повлиять на обучение в школе. Не облегчает ситуации и то, что во многих школах общественные заведения находятся не в лучшем состоянии – нет перегородок между сидениями, нет дверей, нет мыла, туалетной бумаги и т.д.

При этом физиологические процессы во время учебы не только не останавливаются, но могут и активизироваться по причине нервного напряжения. И если ребенок не сможет вовремя сходить в туалет в школе, это приведет не только к психологическому дискомфорту, но и формированию хронических заболеваний во взрослой жизни (проблемы с мочевым пузырем, хронические запоры, геморрой и многое другое).

Поэтому если данная проблема возникла, нужно обязательно поставить учителя в известность.

Читайте также:

Запоры у детей

Питание – важная составляющая хорошего самочувствия ребенка. В раннем детстве у детей вырабатываются свои привычки, появляется любимая и нелюбимая еда. Помимо наличия аллергии на какой-нибудь продукт, может иметь место непереносимость ряда блюд. Некоторые дети не выносят запаха вареных яиц, другие – чеснока. Причины различные: от негативных ассоциаций до паразитов.

Дети могут постесняться сказать о своих ощущениях в школе. Всем будет тяжело, если у ребенка после съеденной «неудобной» еды расстроится желудок или кишечник, поэтому учитель должен быть в курсе предпочтений в еде, которые есть у вашего ребенка.

Существует практика, при которой в начале учебного года при знакомстве с детьми и их родителями учителя проводят анкетирование, чтобы узнать обо всех особенностях ребенка. Посвятив педагога в проблемы ребенка, не нужно требовать привилегированного отношения к ученику в процессе учебы, выделять его во время занятий. В то же время, не следует утаивать какие-либо детали, считая их стыдными или неприемлемыми. Учитель будет иметь в виду особенности именно вашего ребенка и сможет найти свои подходы к нему.

Следует помнить, что решение многих проблем не стоит перекладывать целиком на плечи педагогов и школьных врачей. Важно, чтобы дома соблюдался режим дня, ребенок высыпался, полноценно питался, находился в комфортной психологической обстановке.

Читайте также:

Советы школьного врача: полезные детские перекусы