Компьютерная зависимость: как распознать и что делать
Ребенку только исполнился год – а он уже знает, как пультом включить телевизор, позже нужный диск с конкретным мультфильмом малыш находит самостоятельно – даже не умея читать. Дальше – больше. У поколения 70-х ловкость пальчиков 5-летних детей, перебирающих клавиши клавиатуры вызывает неподдельное уважение и восторг. У наших детей другая данность: с рождения они окружены высокотехнологическими вещами, которые всего за пару десятилетий прочно вошли в нашу жизнь. А дальше всех нас ожидает еще больший прогресс.
Причины увлечения современных детей компьютерами вполне понятны. Из чего состоит их жизнь в усредненном варианте? Гуляют под присмотром (как минимум, с сотовым телефоном) или вообще не гуляют. Общаются со сверстниками только в детском саду, школе или в спортивной секции. Общение с дворовыми мальчишками или девчонками – эпизодическое (не как в нашем детстве).
А компьютерные игры захватывают. Эмоции, которые испытывает ребенок, выигрывая или проигрывая, например, в компьютерный футбол – такие же настоящие и яркие, как в реальности. А иногда даже и сильнее. Игра раскрепощает, все, что было задушено, зажато – выходит на поверхность. Агрессия, ярость, слезы – признаки настоящей истерики.
По телефону доверия звонит мать ребенка. Она не знает, что делать – ее мальчик очень бурно реагирует на проигрыши в компьютерной игре. Подолгу плачет, кричит на виртуальных игроков, которые «подвели» его. Что делать?
Разумные ограничения
Самое главное в этой ситуации – не сделать компьютер и игры на нем "призом", подарком за хорошее поведение и т.п. Ребенок также не должен испытывать чувство несправедливости: другие члены семьи могут играть в компьютер, а ему запрещено.
Для начала надо просто поговорить с ребенком о том, что именно его расстраивает. Ведь дети в такие моменты как бы заново «проигрывают» вполне конкретные события, случаи из их жизни. Надо объяснить, что компьютерный мир – он нереальный. Не реагирует же так эмоционально ребенок на холодильник или микроволновку! Компьютер можно просто выключить. Конечно, слезы, плохое настроение, обида – все это произошло с ребенком по-настоящему. Но из-за чего? Всего лишь из-за игрушки.
Далее с ребенком нужно договориться, что, например, он будет «тренировать» кибер-силу по часу два раза в неделю – и определить конкретные дни. Таким образом, мы не делаем компьютер наградой, при этом ограждаем ребенка от чрезмерного времяпрепровождения за ним - причем контролировать это время должен сам ребенок.
Время игры четко установлено специалистами. При условии, что у вашего компьютера жидкокристаллический экран, можно следовать следующим правилам:
Ученик 1 класса – 45 минут в неделю;
Ученик 2-3 класса – 45 минут в неделю;
Ученик 4-6 класса – 2 часа в неделю, но не более 1 часа в день;
Ученик 7-9 класса – 2, 5 часа в неделю, но не более 1 часа в день;
Ученик 10-11 класса – 7 часов в неделю, но не более 1 часа в день.
Более конкретную и практически выверенную информацию в экстренных случаях можно получить в уникальном Московском стационарном детско-подростковом наркологическом отделении на ул. Шверника. На информационной страничке этого отделения публикуют даже отдельный номер телефона, по которому можно обратиться с проблемой игровой зависимости: 8 (499) 126-04-51.
Официально компьютерная зависимость как заболевание признана только в Китае и Южной Корее. В международной классификации болезней такого недуга нет. Для этого необходимы исследования и многочисленные тесты. Но чтобы обезопасить своего ребенка от навязчивой тяги к компьютерным развлечениям, следует знать основные признаки этого явления. Специалисты различают психологические и физические симптомы компьютерной зависимости:
_ Психологические симптомы _
- Эйфория за компьютером
- Невозможность остановиться
- Увеличение количества времени за компьютером
- Пренебрежение семьей, друзьями
- Проблемы с учебой, отказ делать уроки
- Сильное раздражение при просьбе выключить компьютер, либо игнорирование такой просьбы
- Ощущение пустоты, депрессии, раздражения вне компьютерного мира
_ Физические симптомы _
- Сухость в глазах
- Головные боли и боли в спине
- Пропуск приемов пищи, нерегулярное питание
- Пренебрежение гигиеной
- Расстройство сна, изменение режимов сна
- Синдром карпального канала ( когда из-за длительного перенапряжения мышц – идет туннельное поражение нервных стволов руки)
Интернет и компьютерные игры не принесут никакого вреда здоровым людям, у которых нет проблем во взаимопонимании и самореализации. Благоприятная почва для "ухода из реальности" возникает только при определенных условиях жизни.
Ребенок может начать страдать игровой зависимостью, если:
-
играя на компьютере, он отвлекается от забот и страхов, ему не с кем обсудить проблемы;
-
у ребенка нет друзей. Подростковый период делает проблему острее: он может чувствовать себя комфортно только с виртуальными, а не с реальными людьми;
-
нет хобби, не занимается спортом,
-
родители не общаются с ребенком только дома, не водят его на спектакли, экскурсии, в походы, просто не проводят время вместе (присутствие всех членов семьи в одном помещении не всегда означает их общение, сопричастность друг другу).
Вероника Яковлевна Готлиб, заведующая московским стационарным детско-подростковым наркологическим отделением, считает, что природа зависимости от наркотиков, от компьютерных игр, от Интернета – одна и та же:
«Проблему игровой зависимости родители детей и подростков не всегда осознают. С виду все выглядит вполне прилично: ребенок не шляется по улицам, сидит дома, ну а компьютер – это часть современной жизни. Что здесь страшного, казалось бы. Но если у ребенка сужен круг людей, с которыми он общается вне школы и дома (а сейчас таковых большинство), если у него при внешнем благополучии нет возможности выхода эмоций по каким-либо причинам (тот же спорт, он предполагает физическую и психологическую разгрузку), в определенный момент он все равно начнет искать себя, свой путь. Дверь в альтернативную реальность открывает психоактивное вещество – оно изменяет существующую реальность. Уходом в другой мир является и игровая зависимость. Такие дети физически остаются дома, но где они сами и к чему это может привести – вот в чем вопрос».
В советское время по ТВ было ограниченное количество передач для детей. В «Гостях у сказки» ждали с нетерпением всю неделю. Наши современные дети при желании могут круглосуточно смотреть телевизор. Нам удобно: ребенок занят, можно заняться своими делами. То же самое касается и компьютера. Ребенок рядом, под присмотром, играет, не мешает.
Но такой образ жизни может разрушить отношения, отдалить вас от детей. Поэтому родителям надо бороться, прежде всего, со своей ленью и начать активное участие в жизни ребенка:
- Поощряйте другие интересы. Запишите ребенка в кружок или спортивную секцию, станьте вместе с ним волонтерами (например, можно ходить в Дом малютки – играть с детьми);
- Регулярно говорите с ребенком о его настроении: что он думает, чем занят, о чем переживает. Компьютерная зависимость может быть просто фоном более глубоких психологических проблем.
-
Установите ограниченное время взаимодействия с компьютером. Это касается и смартфонов: некоторые по привычке считают современные телефоны лишь"средством связи", но на самом деле - это те же компьютеры.
-
Если вы наблюдаете признаки зависимости, привлекайте к помощи других людей, специалистов. Пусть о проблеме скажет вашему ребенку врач, спортивный тренер, уважаемый друг семьи или профессиональный психолог. Авторитетные источники информации помогут ребенку правильно оценить свое состояние.
Кандидат психологических наук Михаил Иванов считает, что соблюдение этих простых правил может сделать гармоничным сосуществование детей и компьютеров: «Исследования показывают, что компьютерными играми обычно увлечены дети с нормальным развитием и хорошей успеваемость в школе. Увлечение приводит к проблемам в самореализации лишь тогда, когда виртуальная реальность начинает подменять собой учебную, спортивную, трудовую деятельность. И только в этом случае. Ведь подчас вкус успеха в компьютерном мире помогает ребенку повысить самооценку, поверить в себя – и начать более успешную жизнь в реальности».