Опубликовано 27 сентября 2013, 09:05

Детский сад: больше плюсов или минусов?

В последнее время необходимость посещения дошкольного образовательного учреждения часто ставится под вопрос.  Ведь есть альтернативы: частные сады, няни, или просто маме не надо уходить на работу. Зачем же нужен государственный сад?
Детский сад: больше плюсов или минусов?

Детский сад: больше плюсов или минусов?

Получить путевку в детский сад – вовсе не значит этой путевке обрадоваться. В последнее время необходимость посещения дошкольного образовательного учреждения ставится под большой вопрос. И когда есть возможность выбора: частный или государственный детский сад, или может быть, ребенку будет лучше с бабушкой или няней, или мама готова до школы находиться дома – тогда родители начинают взвешивать все «за» и «против» детского сада. 

Поговорим о минусах

Вспоминая выражение «Вам с какой новости начать, с хорошей или не очень?», начнем с той, что «не очень». Вернее, с минусов. Из вводных данных мы имеем среднестатистический муниципальный детский сад с численностью 25-35 человек в группе на двоих воспитателей.

Сложности адаптации. Судя по опыту, вероятность легкой или сложной адаптации к детскому саду – примерно 50/50. Есть дети, которые бегут в садик на всех парах. Нас с сыном ежедневно обгоняет один такой мальчик, который находится в группе с 8 утра до 7 вечера и, кажется, чувствует себя там, как дома. А есть ребенок, который ходит в эту группу и к этому (хорошему) воспитателю третий год, но хнычет каждое утро. Процесс привыкания у каждого занимает разное время и может проходить очень болезненно, а может в исключительных случаях – совершенно незаметно. В основном, родители морально готовятся к первому сценарию.

Частые заболевания. Еще один большой минус затяжной адаптации в том, что психологический дискомфорт, который испытывает ребенок, прямо влияет на количество его больничных.  Насморки, аденоиды, ветрянка, ОРВИ… Неделю ходим, две дома сидим – обычная практика первого года в детском саду. Редкие дети обходятся без больничных. Среди таких счастливчиков, в основном те, чьи родители не считают чихание и кашель чем-то катастрофическим и не отказываются от посещения детского сада при этих симптомах. Малыши переносят на ногах какие-то мелкие вирусы и отличаются стабильной посещаемостью.

По признанию нашей воспитательницы, дети, которые не уходят на летние каникулы, а исправно ходят в сад все три летних месяца, практически не болеют в течение года. Устойчивый иммунитет к вирусам у них развивается в первый же год посещения. У остальных, как правило, количество больничных сокращается на второй-третий год посещения садика.

Неожиданные изменения в поведении (например, агрессия). Новые особенности поведения ребенка проявляются уже в первые месяцы детсадовской жизни. Малыш сталкивается с системой воспитания, отличной от домашней, и реагирует на эти изменения, как умеет. Самоконтроля ему пока не хватает, и тогда в лексиконе могут неожиданно появиться фразы вроде «Положи на место, я сказал», «Сели все», «Слушаем тишину», высказанные в резкой, крикливой манере.

Если родители отреагируют спокойно, если они будут без лишних эмоций, но с пониманием относиться к вспышкам гнева и своим поведением дадут понять, что в семье так не говорят, ребенок постепенно успокоится и перестанет переносить манеры воспитателя на домашнее общение. Часто появляются первые замахивания на родителей как копирка с поведения новых товарищей, некоторые из которых приносят силовые способы взаимодействия с окружающими из своих домов.

Появляются также угрозы. Например, на детской площадке всегда миролюбивая девочка может неожиданно отреагировать на малыша, который тянется к ее лопатке: «Я тебя сейчас стукну!»

Нежелательный лексикон тоже не заставляет себя долго ждать. Дети приносят из садика словечки, физиологические открытия, интимные вопросы – это тоже немаловажная часть их общения со сверстниками.

Запугивания. К сожалению, нехватка квалифицированного персонала в наших детских садах, пренебрежение к современным методикам воспитания и большое количество детей в группах влияют на то, как воспитатели общаются с детьми. Часто действуют архаичные методы. Проще накричать, чем объяснить. Действеннее припугнуть наказанием или тем, что за непослушным ребенком придет страшное существо, а мама не придет. Проще не разбираться, кто прав, а кто виноват в перепалке, а наказать всех сразу. Удобнее пристыдить, чем показать, как исправить ошибку. Увы, непрофессиональное поведение воспитателей напрямую сказывается на нервной системе чувствительных детей. И если родители не вмешиваются, не решают проблему, а пускают все на самотек, дело может усугубиться нервными тиками, страхами и отчаянным нежеланием посещать детский сад, в котором действуют такие методы.

Проблемы с едой. Больное место родителей детей-малоежек. В большинстве случаев мы не подготовлены к тому, чтобы дети хорошо ели в детском саду. Много ли сейчас семей, домашний рацион которых повторяет стандартное меню детского сада: каша пшенная, суп молочный, салат из зеленого горошка и лука? Немудрено, что новая еда и форма ее подачи – это то, к чему детям придется привыкать. Правило «ем за компанию» со временем действительно начинает работать, но начальный стресс от новшеств никто не отменяет. Поэтому в сентябре и октябре нового детсадовского года по вечерам так часто слышен диалог:

– Ну, что ты ел сегодня?

– Хлеб ел!

– Опять хлеб? Каждый день хлеб. Ну, а творожная запеканка? Ты же дома ешь ее.

Дома-то он ест, только в домашней запеканке, которую мама нарезает треугольником, как торт, больше сахара, ванильный привкус, сметанная корочка и много изюма. А в садике на тарелке лежит квадратный, не великой сладости кусок, к которому нужно как-то привыкнуть.

Мало внимания каждому ребенку. Когда в группе 25 малышей, сложно говорить об индивидуальном подходе. Детский сад – это прежде всего коллективная деятельность. Свои лидеры здесь тоже появляются: кто-то физически развит сильнее других, кто-то быстрее всех отвечает на занятиях, кто-то так хорошо читает стихи, что на утренниках ему всегда достаются главные роли.

Но пристальное внимание талантам и способностям в детском саду все-таки не уделяется, потому что задача воспитателя – пройти программу со всеми детьми: и способными, и отстающими. Для него все дети примерно на одинаковом уровне, и многих отличительных особенностей воспитатель просто не замечает.

А если ребенок стеснительный, то о сложных ситуациях в общении с другими детьми, о какой-то ссоре или грубом поведении воспитатель может и не узнать.

Поэтому задача присматриваться к талантам ребенка, узнавать о том, как идут дела в группе, что ребенку нравится, а что его тревожит, все-таки является первостепенной в проявлениях родительской заботы. Как и задача – отмечать минусы, которые влияют на настроение ребенка в детском саду, и уметь своевременно на них реагировать.

1 из 2

ПредыдущаяПоговорим о плюсах