Анимационный критик Дина Годер: «Дети сегодня выбирают что-то более игровое, чем проблемное и грустное»
В разгар фестиваля «Летидор» встретился с его программным директором Диной Годер.
Мы поговорили об индустрии анимации в России, о том, нужно ли показывать детям картины на взрослые темы, и какие мультфильмы посмотреть со школьником, чтобы воспитать у него вкус к хорошей анимации.
Дина, здравствуйте! В 2014 году в одном из интервью вы говорили, что в России большой интерес к анимации, но при этом у нас почти нет площадок, где собраны мнения профессионалов. За четыре года что-то изменилось?
Я не вижу, чтобы что-то принципиально изменилось за эти несколько лет, профессиональных площадок по-прежнему нет, их функции по-прежнему выполняют разные сетевые сообщества.
Ну и, на мой взгляд, интерес к анимации углубляется. Может быть, за это время ее поклонников в стране не стало принципиально больше, но, определенно, они стали глубже разбираться в предмете, многие из них настоящие знатоки, с которыми интересно разговаривать.
И мне нескромно кажется, что роль нашего фестиваля как популяризатора авторской анимации довольно важна.
Есть ли какие-то ресурсы, которые рассказывают про анимацию для детей? Откуда обычный родитель может узнать о новых хороших детских мультфильмах, кроме Большого фестиваля мультфильмов?
Специальных интернет-ресурсов, которые работают как агрегаторы, очень много, а всеохватных, конечно, нет, да и не нужно. Мне кажется, хорошее дело сейчас делает Arzamas, который создал специальный детский раздел, где есть и анимационные подборки по темам. Он популярный, и их хорошо смотрят.
А какие мультфильмы выбирают сами дети? Скажем, если брать издательскую сферу, сейчас много книг выходит для детей и подростков на такие темы, как смерть, расставание родителей. Про особенных детей тоже много всего. А как обстоят дела с этими темами в анимации? Есть ли у детской аудитории запрос на серьёзные темы ? Вы как-то это отслеживаете?
Эти темы в анимации, конечно, тоже присутствуют, хотя в русской меньше, чем в зарубежной. Что касается детей, то, разумеется, они сами выбирают скорее что-то более игровое, чем проблемное и грустное. Но эти фильмы – повод для родителей поговорить с ребенком на трудные темы, это же так или иначе придется делать. Вообще, мне кажется, что роль родителей в выборе того, что смотрят дети, особенно маленькие, очень важна.
Опыт показывает, что малышам практически все нравится, что яркое и шевелится, так что хорошо бы папа с мамой помогали им выбирать лучшее и вырабатывать вкус.
А стоит ли показывать детям работы, созданные людьми с особенностями? Поможет ли это приблизиться к пониманию их мира?
Как и во всем остальном, это требует выбора. Есть вещи, которые представляют интерес только для тех, кто имеет отношение к особенному ребенку, а есть те, которые показывают необычный подход, свободу от правил и авторитетов, которая очень часто встречается у таких детей, и необычайную выразительность. Видеть это очень полезно.
А вообще, инклюзия – ценная вещь, дети, которые пробуют жить, играть, творить вместе с детьми с особенностями, приобретают более широкий взгляд на мир.
Если говорить об индустрии анимации, про те мультфильмы, которые смотрят большинство людей просто потому, что их показывают по телевидению, – там есть что-то интересное, кроме старых советских картин?
Я, честно говоря, телевизор не смотрю, так что не могу квалифицированно ответить на этот вопрос. Но в любом случае, кроме старых советских, есть и всякие зарубежные сериалы, среди которых есть то, что называется «культовые», и детские, и подростковые вроде «Времени приключений».
Можно давать смотреть детям «Смешариков» и «Фиксиков»? Или так популярный сейчас мультфильм про Машу и медведя? Или «Барбоскиных»?
Я думаю, родителям нужно ориентироваться на собственные вкусы. Знаю тех, кто не дает, и знаю тех, кто обожает и сам готов смотреть «Смешариков» или «Машу и медведя» без конца. Честно сказать, я, особенно поначалу, не была поклонником дизайна во всех трех сериалах. Потом привыкла, тем более что студии научились делать анимацию очень гибкой, и сами эти персонажи, даже такие упрощенные, как смешарики, теперь могут выразить любую эмоцию, и у них очень яркие характеры.
Так что от дизайна стараюсь абстрагироваться, и для меня самое главное тут – сценарии, а в «Смешариках» и «Маше и медведе» они всегда были качественные.
Посоветуйте несколько мультфильмов – и российских и зарубежных, которые можно посмотреть с детьми. За какими мастерами сейчас нужно следить, чтобы воспитать у ребёнка вкус к качественной анимации?
Из российских мультфильмов, которые можно найти в Сети, я советую в первую очередь обратить внимание на картины обновленного «Союзмультфильма» («Морошка», «Пык-пык-пык», «Джек-простак», «Даша и людоед», «Мама-цапля» и др.) и студии «Пчела» («Снежинка», «Звездочка», «Моя мама – самолет»).
Фото: предоставлено пресс-службой «Большого фестиваля мультфильмов»