Образование

В чем перспектива технологии виртуальной реальности для сегодняшних школьников

© VOSTOCK

Рассказываем, как VR-технологии помогают нам в жизни и куда пойти учиться, если ребенок хочет сделать разработку технологий виртуальной и дополненной реальности своей профессией.

Технологии виртуальной и дополненной реальности стремительно меняют наш мир. Еще несколько лет назад сочетание «виртуальная реальность» казалось чем-то удивительным, а уже сегодня обучение и работа в VR-формате становятся нормой.

Так, с помощью специальных очков школьники изучают сложные предметы, студенты-медики учатся проводить свои первые операции на сердце, а крупнейшие корпорации тренируют сотрудников общаться с клиентами или тушить пожары.

VR/AR-технологии (virtual reality/augmented reality — виртуальная/дополненная реальность) с каждым годом находят все больше применения для практических нужд человечества, а по мере распространения VR-очков среди пользователей в формат виртуальной реальности переходят популярные магазины, газеты, журналы, игры.

В последние два года интерес к инновациям стремительно растет: отделы, специализирующиеся на внедрении инновационных решений, появились в десятках крупных корпораций. Есть такие, например, у компании «Газпром нефть», Сбербанка, промышленной компании «СИБУР» и ряда других гигантов.

А по прогнозам аналитиков, VR-шлемы и AR-очки через несколько лет станут для нас такими же привычными и многофункциональными гаджетами, как смартфоны.

При таком темпе развития технологий вопрос о необходимости идти в ногу со временем уже не стоит.

Для многих сегодняшних школьников умение использовать новейшие инновационные инструменты, навыки владения программированием — залог успеха в будущем.

Что такое VR-реальность, где и как она применяется и какими навыками нужно овладеть, чтобы самому заниматься разработкой перспективных технологических проектов, «Летидор» попросил рассказать специалистов студии разработки проектов с использованием технологий VR, AR и видео 360 градусов Modum Lab.

Где сегодня применяются VR/AR-технологии

VR/AR-технологии — искусственно смоделированное пространство, которое сегодня не только применяется в развлекательных целях, но и решает сложные задачи, связанные с маркетингом, продажами, техникой безопасности, обучением.

Крупные компании в VR-среде тренируют своих сотрудников общаться с друг другом и клиентами, развивают у персонала навыки эмпатии.

Виртуальная реальность — прекрасная возможность дать человеку возможность проделать действия, которые было бы слишком опасно, сложно или финансово невыгодно выполнить в реальной жизни.

Сотрудники крупных компаний, чья ежедневная работа связана с опасностью, при помощи VR учатся работать со сложным оборудованием, ликвидировать последствия чрезвычайных происшествий или оказывать первую помощь. Так, например в компании «Газпром нефть» моделируют опасное возгорание на эстакаде.

Помогает крупным компаниям и дополненная реальность.

Например, сотрудникам корпорации Boeng AR-технология позволяет не запутаться при сборке сложных электронных систем самолета. А рабочие российской компании BIOCAD при помощи AR могут изучить конструкцию сложного оборудования — лиофильной сушилки.

Высок спрос на VR/AR-технологии не только среди бизнес-структур, но и у школьного, университетского образования.

© Пресс-служба Modum Lab

В 2019 году в России появилось сразу несколько важных государственных образовательных программ, которые подразумевают внедрение VR/AR-технологий. В виртуальной среде школьники проделывают запоминающиеся наглядные опыты, гуляют с героями давно ушедших дней или закрепляют знания по сложным предметам.

Дополненная реальность позволяет детям получить наглядное представление о предметах, явлениях. Даже самых маленьких, таких как клетка, атом или молекула.

Согласно прогнозам аналитиков, в ближайшие годы интерес к технологиям виртуальной и дополненной реальности как в мире, так и в России будет стремительно расти.

Специалисты, обладающие знаниями о технологиях, высоко ценятся на рынке и могут рассчитывать на хорошие условия труда и привлекательную заработную плату.

Кем стать, чтобы разрабатывать VR/AR-технологии

Разработка технологий виртуальной и дополненной реальности — процесс очень сложный, и в нем задействованы самые разные специалисты.

Кончено, основополагающими профессионалами в создании технологичных продуктов являются программисты и 3D-дизайнеры. При этом важно учесть, что VR/AR-технологии требуют не только базовых знаний в области программирования и дизайна, но и прекрасного понимания пространства, специфических знаний, связанных с построением объемных моделей.

На базовом уровне эти умения дети получают в школе — на уроках геометрии, алгебры, физики, черчения, рисования и информатики.

Увлеченность этими предметами еще в подростковом возрасте отлично поможет будущему специалисту стать востребованным профессионалом во взрослой жизни. При этом мало кто из сегодняшних учеников ограничивается школьной программой.

Большинство подростков посещает дополнительные занятия, которые помогают глубже изучить ту или иную область деятельности. И за это родителям вовсе не обязательно платить сумасшедшие деньги. Мир не стоит на месте, и многие обучающие курсы даже на бесплатной основе доступны в интернете.

Основы программирования, дизайна или 3D-моделирования сегодня можно изучить в рамках специфических онлайн-курсов даже самым маленьким пользователям.

Важно понимать, что технологии быстро развиваются и меняются, вытесняя друг друга, — неважно, идет речь о виртуальной реальности, блокчейне, искусственном интеллекте или о чем-то еще.

В начале 2000-х первые программисты думали, что, освоив специальность, они смогут в дальнейшем быть востребованными всегда.

На самом же деле, чтобы оставаться на плаву, в области технологий необходимо постоянно учиться, быстро осваивать новое. И даже изучив программирование сегодня, важно осознавать, что уже через 5 лет специалисту наверняка придется переучиваться под специфику той или иной технологии.

© VOSTOCK

Именно поэтому в школьном возрасте важно сосредоточиться на базовых вещах, а уже в университете выбирать то, чем актуально и интересно заниматься в данный момент времени.

Но ни одна VR/AR-компания сегодня не ограничивается программистами и 3D-дизайнерами. Для того чтобы разработать качественный проект, нужны и специалисты гуманитарных профессий — социологи, экономисты, юристы, методисты, менеджеры, маркетологи, пиар-специалисты.

Поэтому выбор гуманитарного направления еще не означает, что будущий работник не будет востребован на перспективном технологичном рынке.

Например, у нас в Modum Lab работают сотрудники, которые окончили факультеты рекламы, журналистики, дизайна, пиара, социологии, экономики и юриспруденции.

Президент компании — по специальности психолог. Знания, полученные в школе и университете, являются для них основой, а специфика профессии познается с опытом и прохождением тематических курсов.

Как будут развиваться VR/AR-технологии в будущем

Технология, несомненно, будет дальше планомерно расти и развиваться, будет расти интерес к ней как со стороны B2B-направления (от. анг. «business to business» — когда компания продает товар/услугу другой компании), так и с B2C (от англ. «business to consumer» — бизнес для конечного потребителя).

VR/AR-рынок всего за 5 лет от небольшого стартапа и выхода первых VR-очков уже дошел до объемов больше 30 млрд $ и постоянно растет.

Со временем VR будет не менее популярна, чем современные смартфоны — предпосылки к этому есть.

С каждым годом на рынке современных технологий будет появляться все больше компаний, которые работают над созданием виртуальной реальности. Это неизбежно, так как промышленность, дошкольное и школьное образование будет постепенно входить в стадию цифровизации и нуждаться в специализированном оборудовании.

На сегодняшний день бОльшая часть детских образовательных проектов в России, которые используют VR/AR-разработки для обучения детей, находится на стадии пилотных или тестовых. Однако первые результаты этих проектов, как прогнозируют специалисты, мы сможем увидеть в ближайшие год-два.

Кроме исследования применения новых технологий в школах, сейчас во многих странах (в том числе и в России) ученые проводят исследования, как VR-очки влияют на детей, подростков и взрослых.

© Пресс-служба Modum Lab

Так, Дальневосточный федеральный университет сейчас разрабатывает СанПины по эксплуатации VR-шлемов для школьников.

Новые исследования приведут к тому, что технология станет ближе и понятнее пользователям, что повлияет на масштабы ее распространения.

Фото: VOSTOCK, Пресс-служба Modum Lab

Читайте нас также в Яндекс.Дзен! Подписывайтесь на наш канал!