Учится папа за Васю весь год… Как на самом деле помочь подростку?
Помните частушки?
Папа у Васи силен в математике,
Учится папа за Васю весь год.
Где это видано, где это слыхано, -
Папа решает, а Вася сдает?!
По иронии судьбы, нынешние папы и мамы, когда-то смеявшиеся над этими стихами, сейчас пишут рефераты и делают презентации за своих вполне взрослых чад. Что заставляет родителей заново проходить школьную программу, зарабатывая пятерки для ребенка? В теме разбирается Мария Баулина, доцент кафедры клинической и специальной психологии МГПУ.
Новые стратегии родителей школьников
Новые стандарты
То, что система школьного образования кардинально изменилась, современные родители замечают каждый раз, когда открывают учебники своего школьника.
С одной стороны, можно увидеть много положительных черт: в учебном материале постоянно встречаются примеры из жизни, задания со смешными фактами, а рабочие тетради по оформлению больше похожи на красочные журналы.
С другой – есть явные минусы, которые как раз и приводят к тому, что большинству детей приходится учиться вместе с родителями:
– Учебные программы значительно отличаются друг от друга. Если во времена школьного обучения нынешних родителей можно было перейти из школы Владивостока в школу Ярославля и попасть на изучение того же параграфа, что и в родном городе, сейчас смена учебного заведения в большинстве случаев означает и смену программы.
– В большинстве учебников материал плохо систематизирован. Отсутствуют необходимые детям правила «в рамочках». Новые понятия объясняются на конкретных примерах и никак не обобщаются. Далеко не ко всем понятиям можно найти пояснения. А те определения, которые присутствуют в учебниках, не всегда корректны.
– В последнее время в процессе обучения широко используется так называемая проектная деятельность. Она предполагает творческое и углубленное погружение в определенную тему. Однако на практике многие учителя предъявляют массу требований к оформлению презентации проекта, ограничивая время его выполнения, поэтому в нем не находится места для творчества. Среднестатистический взрослый способен сделать презентацию быстрее и качественнее подростка, поэтому родители предпочитают взять это на себя.
– На прохождение многих важных тем отводится слишком мало времени. Зато к традиционным самостоятельным и контрольным современным школьникам добавили многочисленные «проверочные» и «диагностические» работы в виде тестов: все эти виды проверки знаний занимают практически столько же времени, сколько и получение этих самых знаний.
Кроме стремления уменьшить нагрузку на школьника, у родителей есть желание видеть в электронном дневнике только хорошие оценки. Но не будем спешить обвинять их в легкомысленном отношении к знаниям детей. Можно назвать как минимум две объективные причины, по которым отдается приоритет высоким оценкам.
1. Дополнительное время для подготовки к профильным предметам. Как ни парадоксально это звучит, но чем ближе ОГЭ и ЕГЭ, тем меньшее значение приобретают знания, получаемые в школе. Поскольку высокий балл по ЕГЭ означает практически гарантированное поступление в вуз, нет смысла тратить время на изучение физики и химии, если подростку предстоит сдавать, например, литературу и обществознание. Тогда почему бы не освободить ребенку драгоценное время для подготовки к «нужным» предметам? Для этого приходится делать за него уроки по «ненужным» дисциплинам. В идеале такая стратегия приводит к тому, что подросток получает аттестат без троек и при этом экономит силы.
2. Отделить зерна от плевел. Выполнение далеко не всех заданий приносит ребенку знания, но при этом отнимает много времени, отвлекая от усвоения действительно важных тем. Поэтому родители берут на себя подготовку докладов о повадках зеленых мартышек или узорах на древнерусских кокошниках, пока подросток учит исторические даты и законы генетики.
До тех пор, пока школьная программа будет продолжать ориентироваться на приобретение так называемых «компетенций» (еще одно модное в педагогическом мире слово помимо «проектной деятельности»), а не на отработку конкретных навыков вроде деления в столбик или законов правописания, родители будут вынуждены брать на себя часть домашних заданий.
Перейдем к личностным особенностям современных подростков. В отличие от родителей, они используют неоптимальные стратегии поиска информации и, за редким исключением, не умеют обобщать получаемые знания.
В чем может заключаться наша поддержка?
– Источники информации. Необходимо научить подростка пользоваться не только популярными системами поиска в Интернете, но и электронными библиотечными системами, а также «настоящими» библиотеками. Современные дети искренне полагают, что если они не нашли каких-то сведений в Сети, то их больше неоткуда получить. Умение пользоваться толстыми бумажными толковыми словарями, справочниками, учебниками по альтернативным программам поможет ребенку комплексно подходить к обучению.
– Суть предмета. Помогите ребенку научиться выделять самое существенное в бесконечном потоке информации. Покажите, как можно использовать таблицы, схемы, рисунки к запоминаемым правилам или формулам.
– Маленькие помощницы. Поощряйте изготовление шпаргалок. Школьнику вовсе не обязательно брать их с собой в класс и рисковать быть пойманным. Пусть оставит их дома или в рюкзаке, но после подобной подготовки он научится выделять сухой остаток из любого объема материала.
– Примеры из реальной жизни. Активно обсуждайте те или иные школьные темы, используя понятия, которые ребенок проходит на уроках. Например, разберите какой-нибудь нашумевший политический скандал в терминах учебника по обществознанию и предложите сделать прогноз, касающийся его исторического смысла.